Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1087770-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - законопроект, Закон о рыболовстве, Закон об иностранных инвестициях) направлен на снижение степени зависимости от иностранных инвесторов юридических лиц, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - рыбодобывающие организации, вылов водных биоресурсов), относящуюся к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - стратегическое значение).
В соответствии с пунктом 40 статьи 6 Закона об иностранных инвестициях деятельность по вылову водных биоресурсов признается деятельностью, имеющей стратегическое значение. В связи с этим частью 3 статьи 11 Закона о рыболовстве установлено, что юридические лица, находящееся под контролем иностранного инвестора, вправе осуществлять вылов водных биоресурсов в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении таких лиц установлен в порядке, предусмотренном Законом об иностранных инвестициях.
Согласно статье 7 Закона об иностранных инвестициях сделки, которые приводят к установлению контроля иностранного инвестора над хозяйственным обществом, осуществляющим вид деятельности, имеющий стратегическое значение (далее - стратегическое общество), подлежат предварительному согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В свою очередь, частью 1 статьи 15 Закона об иностранных инвестициях предусмотрено, что сделки, указанные в статье 7 данного закона и совершенные с нарушением его требований, ничтожны.
Исходя из положений статьи 5 Закона об иностранных инвестициях, устанавливающей признаки нахождения стратегического общества под контролем иностранного инвестора, одним из формальных признаков наличия контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом, не требующим проведения анализа фактических взаимоотношений между иностранным инвестором и стратегическим обществом, является наличие у иностранного инвестора права прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал стратегического общества (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона об иностранных инвестициях).
При этом в настоящее время Закон об иностранных инвестициях (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 5 Закона об иностранных инвестициях) содержит положения, в силу которых стратегическое общество признается находящимся под контролем иностранного инвестора в том числе и при наличии у иностранного инвестора "неконтрольной" (до 50% включительно) доли участия в уставном капитале такого общества. Контроль иностранного инвестора над стратегическим обществом возникает в силу наличия у иностранного инвестора иной возможности определять решения органов управления такого общества.
В ходе правоприменительной практики неоднократно были выявлены подобные случаи, в том числе в рыбодобывающей отрасли.
Учитывая изложенное, а также в соответствии с пунктом 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 19 октября 2015 г. (N Пр-2338ГС от 9 ноября 2015 г.) об усилении работы по выявлению сделок, допускающих возможность управления отечественными рыбодобывающими организациями и установления контроля над ними со стороны иностранных граждан и иностранных юридических лиц, ФАС России подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон о рыболовстве и Закон об иностранных инвестициях в части снижения доли участия иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в уставном капитале рыбодобывающей организации с более чем 50% до 25% и более, при которой рыбодобывающая организация считается находящейся под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор.
При этом предложенные законопроектом изменения не запрещают иностранное участие в российских рыбодобывающих организациях с долей свыше 50%, а лишь "снижают порог" участия иностранного инвестора в рыбодобывающих организациях, не требующий получения предварительного согласования (аналогичные требования установлены в настоящее время Законом об иностранных инвестициях в отношении российских обществ, осуществляющих геологическое изучение и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения).
Проектируемые законопроектом изменения Закона о рыболовстве и Закона об иностранных инвестициях являются одним из способов устранения рисков возникновения полной материально-технической и финансовой зависимости российских рыбодобывающих организаций от иностранных компаний, поскольку иностранный инвестор, владея долей 25% и более (но не более 50%), имеет возможность блокировать решения органов управления российской рыбодобывающей организации: Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "Об акционерных обществах" позволяют устанавливать в учредительных документах общества требования о необходимости одобрения всех или большинства решений, в том числе по вопросам ведения предпринимательской деятельности, абсолютным или квалифицированным большинством голосов акционеров (участников) общества, а также единогласно. Тем самым иностранный инвестор получает фактически возможность так называемого "негативного" контроля над российской рыбодобывающей организацией.
Объем прав акционеров (участников) хозяйственного общества зависит от принадлежащих им голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал общества. Соответственно, чем больше доля участия лица в хозяйственном обществе, тем большим объемом корпоративных прав он обладает в отношении такого общества.
В связи с вводимой нормой законопроектом также уточняются признаки контроля, установленные статьей 14 Закона о рыболовстве.
Кроме того, законопроект направлен на уточнение отдельных положений Закона о рыболовстве в части распространения запретов и ограничений на вылов водных биоресурсов для рыбодобывающих организаций, находящихся под контролем не только иностранных инвесторов, но и их группы лиц (по аналогии с положениями части 1 статьи 7 Закона об иностранных инвестициях).
Законопроектом предусматривается, что в течение 365 дней со дня вступления его в силу иностранные инвесторы, владеющие акциями (долями) в уставном капитале рыбодобывающей организации в размере более чем 25%, но не более чем 50% акций (долей) такой организации, обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном Законом об иностранных инвестициях, или снизить долю своего участия в уставных капиталах таких организаций до уровня менее 25% акций (долей).
Непредставление в ФАС России ходатайства о согласовании установления контроля и (или) неосуществление иностранным инвестором действий по отчуждению принадлежащих ему голосующих акций (долей) рыбодобывающей организации в предусмотренный законопроектом срок будет выступать основанием для лишения иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в судебном порядке по иску ФАС России права голоса на общем собрании акционеров (участников) рыбодобывающей организации.
Принадлежащие такому иностранному инвестору или такой группе лиц голоса не будут учитываться при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого юридического лица и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого юридического лица (части 2 и 3 статьи 3 законопроекта).
Применение указанных последствий к случаям несоблюдения устанавливаемых законопроектом требований позволит отстранить недобросовестного иностранного инвестора от управления рыбодобывающей организацией и одновременно позволит такой организации продолжить осуществлять деятельность по вылову водных биоресурсов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации, не повлекут за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также не приведут к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и к уменьшению доходной части соответствующих бюджетов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.