Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 декабря 2020 г. N 5.1-01/3029
на проект федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1061127-7) "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 ноября 2020 года. При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, согласование его норм с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также исключение избыточных требований при осуществлении таможенного контроля.
Федеральным законом (пункты 1, 5 статьи 1) уточняется порядок исполнения таможенными органами обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. С учетом того, что таможенные органы являются получателями бюджетных средств, Федеральный закон определяет, что указанная обязанность исполняется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом взыскание указанных платежей не производится.
Федеральный закон (пункт 2 статьи 1) наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по подтверждению наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, что связано с необходимостью усиления контроля за обоснованностью и своевременностью принятия решений об изменении сроков уплаты указанных платежей. В настоящее время решение этих вопросов отнесено к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон (пункт 11 статьи 1) определяет случаи, когда таможенные органы вправе проводить проверку таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров. При этом также допускается возможность осуществления соответствующей проверки посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
Федеральным законом (статья 2) вносится изменение в статью 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" в части освобождения с 1 января 2021 года от уплаты вывозных таможенных пошлин нефти сырой, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично севернее 70 градуса северной широты полностью в границах Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа. При этом одним из условий для предоставления указанной льготы является исчисление налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Предлагаемые изменения направлены на стимулирование разработки новых месторождений и добычи углеводородного сырья в Арктической зоне Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 4 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (таможенное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (таможенное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.