Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 15 декабря 2020 г. N 3.5-03/2025
на проект федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях уточнения отдельных положений Федерального закона от 03.08.2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
Закон усиливает механизм принятия решений по предоставлению отсрочек или рассрочек уплаты таможенных пошлин, налогов. Для реализации этой цели Закон наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по подтверждению наличия оснований для предоставления плательщику таможенных платежей отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Такое подтверждение производится на основании заключений федеральных органов исполнительной власти, определяемых Правительством Российской Федерации. Обстоятельством, исключающим предоставление такой отсрочки или рассрочки, служит отсутствие указанного подтверждения Правительства Российской Федерации. В соответствии с действующей редакцией Федерального закона N 289-ФЗ такими полномочиями наделялся федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.
В целях упрощения для участников внешнеэкономической деятельности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, Законом исключена норма о необходимости предъявления таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование, каждой отдельной партии товара.
Устанавливается, что таможенное декларирование и совершение иных таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) либо выпуск которых не производился таможенными органами, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, и которые обнаружены таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории ЕАЭС, регулируются правом ЕАЭС. Согласно Федеральному закону N 289-ФЗ таким правом обладало Министерство финансов Российской Федерации. Вместе с тем, Таможенный кодекс ЕАЭС не содержит отсылочных норм, относящих такие полномочия на уровень законодательства государств-членов ЕАЭС.
Также Законом уточнены случаи проведения таможенными органами проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатых после выпуска товаров, в том числе посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенным органов.
Кроме этого, Правительство Российской Федерации наделено правом определения категорий товаров, в отношении которых участники внешнеэкономической деятельности не представляют статистическую форму учета перемещения товаров. Освобождаются от представления статистической формы товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования.
Данные изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после официального опубликования Закона.
Закон устанавливает переходные положения для Федерального закона от 15 октября 2020 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в отношении права субъектов внешнеэкономической деятельности применять особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на некоторые виды нефти сырой, возникшие при временном периодическом декларировании таких товаров. В соответствии с Федеральным законом N 289-ФЗ временная таможенная декларация при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, подается декларантом на период, не превышающий трех календарных месяцев. Вносимое изменение направлено на исключение возникновения возможного пробела в правовом регулировании соответствующих правоотношений и вступает в силу с 1 февраля 2021 года.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.