Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 15 декабря 2020 г. N 3.8-03/4189
на проект федерального закона N 1027747-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2020 года и был принят 27 октября 2020 года в первом чтении, 8 декабря 2020 года во втором чтении и 9 декабря 2020 года в третьем чтении.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральным законом продлевается на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов действие порядка уплаты и размеров тарифов, установленных Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Статьей 2 Федерального закона сохраняются действующие льготы по уплате страховых взносов в размере 60 процентов от тарифов, установленных для организаций и индивидуальных предпринимателей любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов I, II или III группы (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам).
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов включены в Федеральный закон от 8 декабря 2020 года N 390-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". В основу расчета тарифов на данный вид страхования на период 2021 - 2023 годов положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (базовый вариант) с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) за 2019 год.
На период 2021 - 2023 годов предлагается установить средний страховой тариф' по видам экономической деятельности в размере 0,51 процентов к начисленной оплате труда. Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в 2021 - 2023 годах, составит соответственно: 27 890 млрд. рублей; 29 815,1 млрд. рублей и 31 904 млрд. рублей. Коэффициент полноты сбора страховых взносов рассчитан в размере 0,992 на три года (в 2020 году был 0,991).
Поступление страховых взносов по данному виду социального страхования, включая пени и штрафы, планируется в следующих объёмах:
в 2021 году - 146,2 млрд. рублей;
в 2022 году - 156,2 млрд. рублей;
в 2023 году - 167,2 млрд. рублей.
Общие расходы по данному виду страхования планируются: в 2021 году - 111,3 млрд. рублей; в 2022 году - 115,9 млрд. рублей, в 2023 году - 120,8 млрд. рублей.
В 2021 - 2023 годах предусмотрено ежегодное увеличение с 1 февраля на индекс потребительских цен за предшествующий год размеров единовременных и ежемесячных страховых выплат в следующих объемах: 1,038; 1,037; 1,040.
Максимальная сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты застрахованному, составит в среднем по 2021 году 103 527,66 рублей. Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на их получение при страховом случае со смертельным исходом определен в сумме 1 млн. рублей ежегодно.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний планируются по аналогии с 2020 годом (30 процентов сумм страховых взносов по данному виду страхования) в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 (с изменениями), в 2021 году в сумме 28,6 млрд. рублей; в 2022 году - 29,9 млрд. рублей; в 2023 году - 31,1 млрд. рублей. В 2021 году учтено финансирование расходов в сумме 18,5 млн. рублей на мероприятия, связанные с организацией процесса лечения работников в целях профилактики развития профессиональных заболеваний в рамках реализации пилотного проекта по организации межведомственного взаимодействия в целях предупреждения профессиональных заболеваний и создания системы мониторинга состояния здоровья работников за счет осуществления профилактического лечения в федеральных бюджетных учреждениях центрах реабилитации Фонда лиц с выявленными ранними признаками воздействия вредного производственного фактора.
Комитет отмечает, что в 2021 году средства по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируется использовать в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства по данному виду страхования.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.