Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-05/6047
на проект федерального закона N 1057230-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 1057230-7) был внесен 17 ноября 2020 года в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, принят в первом чтении 9 декабря 2020 года, во втором чтении - 22 декабря 2020 года, в третьем чтении - 23 декабря 2020 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование порядка организации и проведения публичных мероприятий.
Для обеспечения прозрачности деятельности организаторов публичного мероприятия Федеральным законом устанавливается порядок сбора и расходования денежных средств для подготовки и проведения публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек, а также вводится запрет на финансирование публичного мероприятия из иностранных источников.
Определяются субъекты, от которых в целях организации и проведения публичного мероприятия запрещается перечисление (передача) или получение денежных средств и (или) иного имущества, а именно: иностранные государства или иностранные организации; международные организации или международные общественные движения; иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации); некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента; граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 16 лет; анонимные жертвователи; юридические лица, зарегистрированные менее чем за один год до дня перечисления (передачи) денежных средств и (или) иного имущества.
Все денежные средства на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек, перечисляются только в безналичном порядке на банковский счет организатора публичного мероприятия, указанный в уведомлении о проведении публичного мероприятия и открытый в российском банке. Использование для этих целей иных банковских счетов, а также прием наличных денежных средств не допускается.
При перечислении денежных средств физическое лицо указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве. При перечислении денежных средств организацией в платежном поручении указываются следующие сведения о ней: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты.
Если денежные средства и (или) иное имущество внесены лицами, от которых в целях организации и проведения публичного мероприятия запрещается перечисление (передача), они подлежат возврату в полном объеме, а пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
Собранные организатором публичного мероприятия денежные средства могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с организацией и проведением указанного в уведомлении публичного мероприятия. После проведения публичного мероприятия его организатор обязан в течение 10 дней возвратить гражданам и организациям неизрасходованные денежные средства пропорционально вложенным средствам.
По итогам проведения публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек, его организатор представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, с которыми согласовывалось место и время проведения публичного мероприятия, отчет о расходовании собранных в целях организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества по форме и в сроки, установленные Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В целях проверки достоверности сведений указанный отчет направляется соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Устанавливается, что лица, нарушившие установленный порядок перечисления, сбора, возврата, расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в совершенствовании правовых механизмов, обеспечивающих прозрачность финансирования организации и проведения публичного мероприятия.
Федеральный закон в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктами "в", "г" и "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.