Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 декабря 2020 г. N 3.5-04/2169
на проект федерального закона N 1010252-7 "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 декабря 2020 года, комитет отмечает следующее.
Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные основы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации, а также вносятся корреспондирующие изменения в законодательство Российской Федерации.
Так, Федеральным законом закрепляется, что вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации представляет собой поступление в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации информации, требующей реагирования (согласованных действий, направленных на предотвращение или ликвидацию происшествия) экстренных оперативных служб и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни и здоровью, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба.
Под системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации предусматривается совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112" и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.
При этом к силам системы-112 будут отнесены оператор системы-112 (организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для обеспечения функционирования системы-112, а также обеспечения приема вызова по единому номеру "112", его обработки и передачи диспетчерским службам) и диспетчерские службы (структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, обеспечивающие прием вызова по единому номеру "112" от оператора системы-112).
Средствами системы-112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, включая региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающие прохождение вызова по единому номеру "112" от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков в систему-112.
Федеральным законом предусматриваются единые принципы, требования и особенности создания, функционирования и развития системы-112. Также Федеральным законом установлены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Кроме того, определены требования по использованию и защите формируемой средствами системы-112 информации о персональных данных, о государственной, коммерческой служебной и иной тайне, охраняемой законодательством Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту финансирование создания системы-112 в 2013 - 2017 годах осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 223 (далее - Программа), а также в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации, с учетом того, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" созданы и функционируют дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
За время реализации Программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заключило соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на реализацию мероприятий по созданию базовой инфраструктуры системы-112 с 76 субъектами Российской Федерации в объеме 2,8 млрд рублей.
В соответствии с указанными соглашениями субъекты Российской Федерации приняли на себя обязательства по завершению мероприятий по созданию системы-112 не позднее 2018 года. Девять субъектов Российской Федерации финансируют создание системы-112 полностью самостоятельно или за счет инвестиционных проектов. Основные объекты системы-112 (центры обработки вызовов системы-112) созданы во всех 85 субъектах Российской Федерации.
По информации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 63 субъектах Российской Федерации создание системы-112 завершено, в 18 из 22 оставшихся субъектах Российской Федерации проведены государственные приемочные испытания системы-112. Завершение создания системы-112 в 2021 году планируется 22 субъектами Российской Федерации за счет собственных средств в общем объеме 828 млн рублей.
Согласно подпункту "о" пункта 1 и подпункту "л" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к расходным обязательствам органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечение ее эксплуатации и развития, а органов местного самоуправления - участие в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
В связи с этим дальнейшая эксплуатация и развитие системы-112 потребует дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и может привести к увеличению финансовой нагрузки на них.
При этом Федеральным законом определено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с вызовом экстренных оперативных служб по единому номеру "112", осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на выполнение функций в установленной сфере деятельности, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также средств организаций, являющихся участниками организации и функционирования системы-112, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В целях соблюдения принципа сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также эффективного использования средств данных бюджетов комитет полагает целесообразным Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг реализации Федерального закона и рассмотреть возможность выделения дополнительных средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на вышеуказанные цели.
Вступление в силу Федерального закона предусмотрено с 1 января 2022 года.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.