Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3121
на проект федерального закона N 1023225-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий",
принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, депутатом Государственной Думы Е.С. Москвичевым 18 сентября 2020 года под наименованием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 1023225-7).
В Градостроительный и Земельный кодексы Российской Федерации вносятся изменения, направленные на совершенствование института комплексного развития территорий.
Дается определение понятия комплексного развития территорий как совокупности мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой 10 (взамен утратившей силу главы 5.1), в которой устанавливается единый правовой механизм регулирования комплексного развития территорий (цели и виды комплексного развития территории, порядок и случаи принятия решений о комплексном развитии территории, порядок заключения договоров о комплексном развитии территории и порядок его осуществления, порядок изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд в целях комплексного развития территорий).
Решения о комплексном развитии территории принимаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации и могут предусматривать необходимость строительства на территории, подлежащей комплексному развитию, многоквартирных домов или домов блокированной застройки, в которых все жилые помещения или минимальное количество жилых помещений соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью.
Устанавливается, что комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории поселения, городского округа в пределах одного или нескольких элементов планировочной структуры или их частей, в границах которой расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и многоквартирные дома, соответствующие установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации критериям, к которым отнесены, в частности, показатели превышения физического износа основных конструктивных элементов домов, наличие домов периода индустриального домостроения по типовым проектам, ограниченно-работоспособное техническое состояние многоквартирных домов, а также отсутствие в них централизованных систем инженерно-технического обеспечения.
Комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не являющиеся многоквартирными домами и признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, либо снос или реконструкция которых планируются на основании адресных программ, утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками, а также не соответствующие видам разрешенного использования земельных участков, правилам землепользования и застройки, в том числе предельным параметрам строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
При осуществлении комплексного развития территории нежилой застройки в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома, жилые дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, иные объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства.
Правительством Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть определены объекты недвижимости, которые не подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории.
Проекты решений о комплексном развитии территории жилой застройки подлежат размещению на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления в сети "Интернет" или в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений, публичных слушаний с использованием сети "Интернет", на региональном портале государственных и муниципальных услуг, на информационных стендах (информационных щитах), оборудованных около здания местной администрации, в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлен проект решения о комплексном развитии территории.
Комплексное развитие территории осуществляется самостоятельно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическим лицом, определенным Российской Федерацией, юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации, или лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории.
Заключение договора о комплексном развитии территории осуществляется по результатам торгов, конкурса или аукциона (далее - торги) и заключается с победителем торгов. Договором о комплексном развитии территории должно быть предусмотрено распределение обязательств его сторон при выполнении мероприятий, направленных на реализацию решения о комплексном развитии территории, а также предусмотрены льготы (при наличии) и меры государственной поддержки. Срок действия договора о комплексном развитии территории не может превышать предельный срок реализации решения о комплексном развитии территории. Предусматривается, что порядок проведения торгов, случаи и порядок заключения указанного договора при проведении торгов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Жилищный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, направленные на установление порядка обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки.
Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, взамен освобождаемых жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки (равноценное возмещение). По заявлению собственника жилого помещения взамен освобождаемого жилого помещения должно быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае, если у собственника жилого помещения не имеется в собственности иных жилых помещений, по его заявлению за ним сохраняется право пользования жилым помещением на срок не более чем шесть месяцев после предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме. Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления такое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено право собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений на получение равнозначного жилого помещения, соответствующего установленным требованиям (жилая площадь помещения и количество комнат в жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении; общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения; жилое помещение соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; жилое помещение находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию).
Предоставление равноценного возмещения или жилого помещения с зачетом его стоимости, предоставление равнозначного жилого помещения осуществляются на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения и уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления, юридическим лицом, созданным Российской Федерации или субъектом Российской Федерации либо лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки.
Собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и которым были предоставлены другие жилые помещения по договорам социального найма или в собственность, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищные условия улучшаются путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, установленной субъектом Российской Федерации, во внеочередном порядке, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Собственники жилых помещений вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами.
Корреспондирующие изменения вносятся в федеральные законы от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения землей) и "к" (административное, жилищное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 19 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.