Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3228
на проект федерального закона N 1076241-7 "О внесении изменений в статью 201.15-2-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 3 и 13.4 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым и Н.П. Николаевым 16 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 1076241-7).
Федеральным законом публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (далее - Фонд) наделяется новыми полномочиями. Фонду предоставляется право осуществлять строительство (завершать строительство) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на земельных участках, переданных Фонду в результате выплаты возмещения гражданам, в том числе гражданам-членам жилищно-строительного кооператива. Также Фонду предоставляется право реализовывать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программы, направленные на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан (гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, детям-сиротам и иным категориям граждан).
Федеральным законом закрепляются особенности реализации предоставляемых Фонду полномочий. В частности, устанавливается, что реализация Фондом совместных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ в целях предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, которые определены заключенными с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашениями. Кроме того, предусматривается, что после реализации построенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и иных объектах недвижимости часть денежных средств, полученных от такой реализации, перечисляется Фондом в бюджет субъекта Российской Федерации в размере осуществленного последним софинансирования мероприятий, связанных с выплатой возмещения пострадавшим гражданам.
Федеральным законом также уточняется срок, установленный Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о намерении приобрести права застройщика на земельный участок и расположенные на нем объект (объекты) незавершенного строительства в случае принятия решения о выплате возмещения гражданам-участникам строительства.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "б" (защита прав человека и гражданина) и "к" (административное, жилищное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и в целом согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем отмечаем некорректность используемой в части 2 статьи 3 Федерального закона формулировки, в соответствии с которой "Фонд обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка, на котором он расположен", поскольку Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" полномочие органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по принятию им решения о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка не предусмотрено.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.