Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3222
на проект федерального закона N 1057213-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях",
принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен в Государственную Думу 17 ноября 2020 года депутатом Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным (N 1057213-7).
Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования вопросов организации, подготовки и проведения публичных мероприятий в Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются новые обязанности организатора публичного мероприятия (далее - организатор). В частности, организатор в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников обязан будет подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия, при этом ранее направленное ему согласование проведения публичного мероприятия будет считаться отозванным.
В случае непринятия предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также о выборе одной из форм его проведения, организатор будет обязан проинформировать указанный орган об отказе от проведении публичного мероприятия в указанных в уведомлении месте, времени и форме.
Федеральным законом уточняются положения о правах и обязанностях представителя средств массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии. Он обязан использовать отличительный знак (признак), вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с рядом иных федеральных органов исполнительной власти и общероссийскими общественными объединениями журналистов.
Устанавливается, что на журналистов распространяются обязанности и запреты, применяемые к участникам публичного мероприятия. Кроме того, для журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, устанавливается ряд запретов, в том числе запрет проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия, организовывать сбор добровольных пожертвований, принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия.
Федеральный закон предусматривает уточнение исчисления сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия - не будет учитываться день получения уведомления уполномоченным органом и день проведения публичного мероприятия. Также уточняются сроки направления уполномоченным органом предложений организатору об изменении места, времени, формы публичного мероприятия в случае, если последний день установленного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем.
Согласно Федеральному закону пикетирование одним участником может быть признано судом массовым пикетированием в случае участия в таком пикетировании нескольких лиц поочередно. Также судом в решении по конкретному делу массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах может быть признано публичным мероприятием, если оно объединено единым замыслом и (или) общей организацией и направлено на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Расширяется перечень определенных федеральным законом мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий - к таким местам отнесены территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым экстренными оперативными службами.
Расширяются полномочия уполномоченного органа - в частности, устанавливается, что в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, уполномоченный орган вправе направить организатору обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из заявляемых форм проведения публичного мероприятия.
Определяются основания отзыва согласования проведения публичного мероприятия (предложения о согласовании): поступление информации об отсутствии у подавшего уведомление лица права быть организатором; публичное распространение организатором информации об изменении в одностороннем порядке целей, формы и (или) заявленного количества участников публичного мероприятия; невыполнение организатором обязанности о подаче нового уведомления при одностороннем изменении им условий проведения публичного мероприятия.
Устанавливается, что если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия, уполномоченный орган незамедлительно обязан предложить организатору изменить место и (или) время его проведения. В случае если указанные обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день его проведения до начала мероприятия, уполномоченный орган обязан незамедлительно уведомить организатора о невозможности проведения публичного мероприятия и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в пределах полномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "б" (защита прав и свобод человека) и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с законодательством вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.