Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3244
на проект федерального закона N 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности",
принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, Е.В. Афанасьевой, А.В. Вайнбергом, О.В. Мельниченко, Л.Н. Глебовой, депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком и другими 18 ноября 2020 года (N 1057914-7).
Федеральный закон направлен на уточнение правового регулирования контроля за деятельностью лиц, получающих финансирование из иностранных источников и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации. В этих целях вносятся изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" и корреспондирующие им изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" и Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".
Федеральным законом уточняется понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Получением средств от иностранных источников признается в том числе получение некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от граждан Российской Федерации, получающих денежные средства (имущество) от иностранных источников либо граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества.
Федеральным законом предусматривается механизм учета общественных объединений, которые функционируют без приобретения прав юридического лица, получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации либо намереваются получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Такое общественное объединение обязано уведомить об этом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган (далее - уполномоченный орган) в установленные порядок и сроки.
Содержащиеся в представленных уведомлениях сведения составляют реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Включенное в названный реестр общественное объединение обязано ежеквартально информировать уполномоченный орган, в частности, об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях их расходования (использования), об их фактическом расходовании (использовании). Устанавливается порядок исключения общественного объединения из реестра.
Федеральным законом устанавливается, что физическое лицо, независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (иностранных источников) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 (государственная измена) и 276 (шпионаж) Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Физическое лицо, деятельность которого подпадает под указанные признаки, обязано подать заявление о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (далее - список). Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами ее территории, и намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано уведомить об этом уполномоченный орган до момента въезда на территорию Российской Федерации. В список может быть также включен иностранный журналист, аккредитованный в Российской Федерации, в случае осуществления им деятельности, связанной с выполнением им функций иностранного агента.
При этом установлен перечень лиц, которые освобождаются от обязанности подавать заявление о включении в список.
Федеральным законом закрепляются обязанности физических лиц, включенных в список, по представлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти отчета о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента (не реже одного раза в шесть месяцев). О наличии статуса иностранного агента такое физическое лицо обязано указывать при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента.
Физическое лицо, включенное в список, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.
Включение физического лица в список может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне.
Федеральным законом устанавливается, что материалы, производимые и (или) распространяемые некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, а также учредителем, членом, участником, руководителем такой некоммерческой организации, учредителем, членом, руководителем такого общественного объединения, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации (такого общественного объединения), материалы, направляемые ими в органы публичной власти, образовательные и иные организации, информация о деятельности таких некоммерческих организаций, общественных объединений, о политической деятельности указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, указанными лицами, либо касаются деятельности такого общественного объединения.
Физическое лицо, включенное в список, обязано указывать о наличии статуса лица, выполняющего функции иностранного агента, при осуществлении деятельности, связанной с выполнением таких функций, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Материалы, издаваемые и (или) распространяемые таким физическим лицом, информация, касающаяся его деятельности, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "м" (безопасность), "т" (установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии со статьей 6 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателю Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.