Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-05/6049
на проект федерального закона N 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 1057914-7) был внесен 18 ноября 2020 года в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком и другими, сенаторами Российской Федерации А.А. Климовым, Е.В. Афанасьевой, А.В. Вайнбергом, О.В. Мельниченко, Л.Н. Глебовой, принят в первом чтении 8 декабря 2020 года, во втором чтении - 22 декабря 2020 года, в третьем чтении - 23 декабря 2020 года.
Федеральный закон направлен на дальнейшее развитие правового регулирования вопросов, связанных с деятельностью лиц, получающих финансирование из иностранных источников и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне";
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Федеральным законом вводятся такие понятия, как физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, и незарегистрированное общественное объединение, выполняющее функции иностранного агента.
Физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации определяется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Лица, деятельность которых подпадает под признаки деятельности физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязаны подать заявление в Министерство юстиции Российской Федерации в установленном им порядке о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом Министерство юстиции Российской Федерации в установленном им порядке.
Министерство юстиции Российской Федерации в случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало соответствующее заявление (уведомление), включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Данное решение может быть обжаловано в суд.
Федеральным законом устанавливается перечень лиц, которые освобождаются от обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, в частности:
сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;
иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;
иные лица по решению Министерства юстиции Российской Федерации, принятому по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации.
В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, Министерство юстиции Российской Федерации включает такое лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации, а также обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять в Министерство юстиции Российской Федерации либо в его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.
Материалы, производимые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности такого физического лица.
Согласно Федеральному закону физические лица, выполняющие функции иностранного агента, не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.
В случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, лицо вправе подать в Министерство юстиции Российской Федерации либо в его территориальный орган ходатайство об исключении из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Устанавливается, что общественное объединение, функционирующее без приобретения прав юридического лица, которое получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, и участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации либо намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязано уведомить об этом Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган. Сведения, содержащиеся в представляемых уведомлениях, составят реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Министерство юстиции Российской Федерации в случае выявления общественного объединения, не подавшего такого уведомления, включает данное общественное объединение в указанный реестр.
На общественные объединения, включенные в указанный реестр, возлагается обязанность ежеквартально информировать Министерство юстиции Российской Федерации об объеме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании. Материалы, издаваемые или распространяемые таким общественным объединением, в том числе с использованием средств массовой информации, информация, касающаяся деятельности такого общественного объединения, распространяемая через средства массовой информации, должны будут сопровождаться указанием на то, что они произведены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности такого общественного объединения.
В случае прекращения общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и прекращения получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников это общественное объединение имеет право подать в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган заявление об исключении из указанного реестра.
Также уточняется данное в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" определение некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в части дополнения перечня иностранных источников посредниками. В качестве посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника признается гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается запрет на распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.
Предусматривается, что материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа таких некоммерческой организации, общественного объединения, при осуществлении ими политической деятельности на территории Российской Федерации, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на территории Российской Федерации, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа таких некоммерческой организации, общественного объединения.
Также вносятся изменения, направленные на уточнение порядка проведения проверок некоммерческих организаций.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в совершенствовании правовых механизмов, обеспечивающих реализацию мер противодействия угрозам национальной безопасности.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 6 вступит в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона.
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктами "в", "г", "м" и "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.