Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-06/6076
на проект федерального закона N 1070431-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Д.И. Савельевым, Д.Ф. Вяткиным.
Проект Федерального закона (проект N 1070431-7) был внесен 8 декабря 2020 года и принят Государственной Думой 15 декабря 2020 года в первом чтении, 22 декабря 2020 года - во втором чтении и в третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в части применения меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе.
С этой целью Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон N 45-ФЗ), Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ) и Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).
Статья 9 Федерального закона N 45-ФЗ излагается с новым названием и в новой редакции: "Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе". Федеральным законом определено, что при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, налагается временный запрет на выдачу находящихся у оператора сведений о личности защищаемых лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев, если такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу. При этом оператором на основании решения органа, обеспечивающего безопасность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, будет обеспечиваться конфиденциальность сведений о защищаемых лицах и об их имуществе.
Кроме того, мера безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе может быть применена при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество одновременно с их вступлением в должность или назначением на должность, а также в отношении их близких. При этом будет запрещена выдача находящихся у оператора сведений о личности таких лиц и об их имуществе (о персональных данных), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Перечень лиц, в отношении которых может применяться такая мера безопасности, будет определяться руководителем соответствующего государственного органа, в котором работает (проходит службу) указанное лицо. Обеспечение конфиденциальности сведений будет осуществляться оператором в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом установлено, что формирование и ведение сведений о лицах, подлежащих государственной защите в соответствии с проектируемой статьей, будет осуществляться в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон N 144-ФЗ дополняется новой статьей 12.1. "Недопустимость разглашения сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности", в соответствии с которой сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, не подлежат разглашению (за исключением случаев, предусмотренных данной статьей), о чем указывается в соответствующем запросе. Исключения будут допускаться только с разрешения должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если того требуют служебные интересы.
Кроме того, запрет на предание гласности сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности не будет распространяться на следующую информацию:
1. Оглашенную в открытом судебном заседании либо в ходе досудебного производства с разрешения следователя, дознавателя;
2. Изложенную в заявлениях, жалобах и иных документах при оспаривании решений или действий органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
3. Распространенную органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователем, дознавателем, прокурором или судом в средствах массовой информации в сети "Интернет" или иным публичным способом.
В Федеральный закон N 152-ФЗ вносится изменение, в соответствии с которым обеспечение безопасности персональных данных будет достигаться, в том числе, обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них.
Принятие законопроекта потребует разработки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.