Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3204
на проект федерального закона N 1022381-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О зерне" и статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства",
принятый Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1022381-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным и О.А. Лебедевым 16 сентября 2020 года.
Федеральным законом дополняется Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4973-1 "О зерне" (далее - Закон "О зерне") положениями, определяющими цели создания системы прослеживаемости зерна, положениями по созданию Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, которая позволит проследить жизненный цикл зерна и продуктов его переработки, а также создать государственную систему контроля качества выращенного зерна для предотвращения незаконного оборота зерна и продуктов его переработки и обеспечения качества зерна и продуктов его переработки, определяется круг лиц, обязанных предоставлять информацию в названную систему, состав информации, полномочия федеральных органов власти.
Федеральным законом закрепляются нормы, устанавливающие необходимость оформления сопроводительного документа, содержащего информацию о партии зерна или партии продуктов его переработки при формировании партии зерна и партии продуктов переработки зерна в целях прослеживаемости при их перевозке и (или) реализации, приемке или отгрузке.
Устанавливается, что партия зерна, которая не соответствует требованиям международных договоров Российской Федерации, иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации и (или) на которую отсутствуют товаросопроводительные документы, в том числе товаросопроводительный документ на партию зерна, и (или) в отношении которой установлен факт фальсификации, подлежит изъятию, экспертизе, возврату или утилизации по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Закон "О зерне" дополняется новой главой, определяющей правовые основы государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) и "и" (информация) статьи 71 Конституции Российской Федерации, и в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (сельское хозяйство) и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Отмечаем, что с учетом положений абзаца пятнадцатого части 3 новой статьи 17.1 Закона "О зерне" и во избежание внутренней несогласованности норм Федерального закона в статью 18.2 Закона "О зерне" (в редакции Федерального закона) следовало включить положения, касающиеся возврата или утилизации не только партии зерна, но и партии продуктов переработки зерна.
Кроме того, предоставленное пунктом 11 статьи 1 Федерального закона диспозитивное право должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в области качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, принимать решения о запрете ввоза на территорию Российской Федерации партии зерна в случае выявления нарушений в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки носит, на наш взгляд, слишком общий и неоднозначный характер, и может привести к необходимости толкования указанными должностными лицами нормы части 2 новой статьи 23 Закона "О зерне" в процессе ее применения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона он вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением пункта 11 статьи 1 Федерального закона, который вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Реализация Федерального закона потребует разработки и принятия ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.