Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3229
на проект федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами",
принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1035698-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
Федеральным законом устанавливается, что в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется федеральный государственный контроль (надзор), определяется предмет федерального государственного контроля (надзора) в названной области, закрепляется компетенция уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих такой надзор, устанавливаются особенности его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении Федеральным законом предусматривается создание Федеральной государственной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов, определяются порядок её создания и ведения, состав информации, подлежащей хранению в ней, требования к защите информации, её статус, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при предоставлении информации в названную систему или при получении информации из неё.
Федеральным законом закрепляются правовые основания международного сотрудничества Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и компетенция уполномоченного федерального органа исполнительной власти при осуществлении указанного сотрудничества.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "м" (порядок использования ядовитых веществ) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "д" (сельское хозяйство, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем отмечаем, что предоставленное подпунктом "в" пункта 2 статьи 1 Федерального закона должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, дискреционное право принимать решения о запрете ввоза на территорию Российской Федерации партий пестицидов и агрохимикатов с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, носит, на наш взгляд, неопределенный характер и может повлечь необходимость толкования в процессе применения новой нормы статьи 15.1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" указанными должностными лицами в силу отсутствия установленных Федеральным законом оснований для принятия подобных решений.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона потребует разработку и принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых иные сроки вступления их в силу.
Положения Федерального закона о Федеральной государственной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов вступают в силу с 1 января 2022 года, а о принятии решения с учетом системы управления рисками по результатам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска в соответствии с порядком разработки и реализации мер по управлению рисками - с 1 января 2023 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен не позднее 6 января 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации A.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности B.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.