Заключение Счетной палаты РФ от 12 октября 2020 г. N ЗСП-181/03-01
на проект федерального закона N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 18 сентября 2020 г. N 280).
Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, а также в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 "Акцизы", 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций", 25.3 "Государственная пошлина", 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", 28 "Транспортный налог", 30 "Налог на имущество организаций", 31 "Земельный налог", 32 "Налог на имущество физических лиц", 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
По законопроекту полагаем необходимым отметить следующее.
1. Законопроектом предлагается внести в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие увеличение с 3 тысяч рублей до 10 тысяч рублей порогового значения суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов для обращения налоговых органов (таможенных органов) в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Следует отметить, что сумма в 10 000 рублей не имеет финансового обоснования с расчетами. Например, не приведены затраты бюджета на взыскание как 3 000 рублей, так и 10 000 рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается установить единые для физических лиц и организаций условия направления требования об уплате недоимки и задолженности, увеличив сумму недоимки до 3 тыс. рублей, в отношении которой налогоплательщику может быть направлено требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам не позднее одного года со дня выявления недоимки (в настоящее время в указанный срок физическому лицу направляется требование, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящаяся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей) (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта).
Обоснование и расчет сумм затрат бюджета на взыскание 500 рублей, а также 3 тыс. рублей, а также анализ их сопоставимости в материалах к законопроекту не приведены.
2. В целях предоставления права на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) произведенных из них товаров, а также права на налоговые вычеты законопроектом статья 147 Налогового кодекса Российской Федерации дополняется пунктом 3, согласно которому местом реализации данных товаров будет признаваться территория Российской Федерации, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Таким образом, принятие этой нормы позволит осуществлять перевалку продукции в виде водных биологических ресурсов и (или) товаров, произведенных из них, прямо в море, с применением по таким операциям ставки 0% и вычетов соответственно. Следует отметить, что указанное положение не предусматривалось в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Обоснование предлагаемого расширения оснований для применения ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0% в материалах к законопроекту не приведено.
3. Статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, дополнена пунктом 84, согласно которому не подлежат налогообложению дивиденды, указанные в абзацах шестом и седьмом пункта 1.1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта), в случае если они признаны налогоплательщиком в налоговой декларации и считаются признанными.
Обоснование освобождения физических лиц от уплаты НДФЛ на указанные дивиденды в материалах к законопроекту не отражены.
4. Кроме того, статья 232 Налогового кодекса Российской Федерации "Устранение двойного налогообложения" дополнена пунктом 11, согласно которому сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного с дивидендов, указанных в пункте 1.1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшается на сумму налога на прибыль организаций, удержанного у источника в Российской Федерации при выплате такого дохода.
Полагаем, что в этом случае целесообразно уменьшить на сумму удержанного налога на прибыль организаций сумму полученного дохода в виде дивидендов, а не сумму НДФЛ. Кроме того, реализация данной нормы позволит уменьшать сумму НДФЛ у всех физических лиц, получивших указанные дивиденды, на одну и ту же сумму налога на прибыль организаций, независимо от размера доли (стоимости акций), что представляется необоснованным.
Дополнительно отмечаем, что финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит сведений о снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате реализации предлагаемых законопроектом решений, при том что некоторые положения законопроекта напрямую оказывают влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе предлагаемое законопроектом:
право на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) произведенных из них товаров, а также право на налоговые вычеты;
освобождение от налогообложения доходов в натуральной форме, возникающих при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, организаций социального обслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией;
предоставление права устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы и ряд других.
На основании изложенного законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.