Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Указанный законопроект является реализацией предложений по изменению параметров налоговой политики, заложенных в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и предполагает внесение изменений в десять глав части первой и одиннадцать глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а также в Федеральные законы от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, законопроектом предусматривается совершенствование налогового администрирования, уточнение отдельных положений Налогового кодекса, затрагивающих вопросы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
Среди ключевых изменений параметров налогообложения необходимо отметить следующие.
1. В части совершенствования налогового администрирования законопроектом предлагаются следующие изменения:
уточнение терминологии в связи с корреспондирующими изменениями в Федеральные законы от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" и от 01.05.2019 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
уточнение положений статьи 12 Налогового кодекса с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях определения полномочий представительных органов муниципальных округов по установлению местных налогов и сбора для формирования бюджетов муниципальных округов на 2021 - 2023 годы;
установление возможности использования доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, или нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
увеличение с 3 тысяч рублей до 10 тысяч рублей порогового значения суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
установление единых для физических лиц и организаций условий направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам в случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей;
уточнение порядка возврата сумм излишне уплаченных (излишне взысканных, подлежащих возмещению) налогов, с введением общего правила, в соответствии с которым проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления плательщика;
изменения в части сроков принятия налоговыми органами решений о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам и осуществления зачета сумм налогов, подлежащих возмещению, вне зависимости от вида налога, корреспондирующие положениям Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
установление дополнительных возможностей внесения изменений в налоговые декларации (расчеты) без применения действующей процедуры, основанной на истребовании налоговыми органами у плательщиков пояснений и подтверждающих документов;
в связи с изменениями, внесенными в Федеральные законы от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исключается положение об особенности принятия налоговыми органами решений о проведении выездных налоговых проверок в отношении организаций, получивших статус участника проекта в соответствии с указанными Федеральными законами;
установление обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации сообщать в ФНС России сведения о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения;
распространение режима налоговой тайны (запрет на разглашение сведений, требования к специальному режиму их хранения и доступа к ним, ответственность за утрату документов, содержащих соответствующие сведения, или за разглашение таких сведений) на поступившие от налоговых органов в федеральный орган исполнительной власти (иной орган государственной власти), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (иной государственный орган субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющих налоговую тайну.
2. В части исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость законопроектом предлагается в целях предоставления права на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) произведенных из них товаров, а также права на налоговые вычеты, установить, что местом реализации данных товаров будет признаваться территория Российской Федерации, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. В части исчисления и уплаты акцизов законопроектом предусматривается установление обязанности по опубликованию сведений о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (операции с денатурированным этиловым спиртом) в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России.
4. В части исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц законопроектом предлагается уточнить перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, определить особенности освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством, освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в натуральной форме, возникающие при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, организаций социального обслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией.
5. В части вопросов об избежании двойного налогообложения законопроектом предлагаются следующие изменения:
определить порядок налогообложения доходов иностранных организаций - пайщиков от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, по принадлежащим таким организациям инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество, составляющее такой фонд, приравняв данный вид дохода к дивидендам;
определить в качестве доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся не только к категориям рентных фондов и фондов недвижимости, а также к категориям комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
6. В части исчисления и уплаты налога на прибыль организаций законопроектом предлагаются следующие изменения:
уточняются правила применения нулевой ставки налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации - налоговые резиденты Российской Федерации;
уточняются правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению;
уточняется порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях;
устанавливается порядок формирования остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с порядком формирования остаточной стоимости основного средства;
устанавливается порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;
исключаются положения, позволяющие обходить запрет на применение "нулевой" налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50 процентов представлены недвижимостью в Российской Федерации.
субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.
7. В части уплаты государственной пошлины законопроектом предлагаются следующие изменения:
устанавливается государственная пошлина в размере 9 500 000 рублей за выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в связи с установлением нового вида деятельности, подлежащего лицензированию;
в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие чрезвычайной ситуации.
8. В части исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, законопроектом предлагаются следующие изменения:
устанавливается оценка стоимости драгоценных металлов исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации драгоценных камней без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по их доставке;
устанавливается обязанность для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов по восстановлению неуплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых, не уплаченных в связи с применением пониженных налоговых ставок, в случае прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта.
9. В части исчисления и уплаты имущественных налогов, законопроектом предлагаются следующие изменения:
в связи с переходом с 1 января 2020 года всех субъектов Российской Федерации на определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, из Кодекса исключаются положения, касающиеся порядка применения инвентаризационной стоимости для целей исчисления налога на имущество физических лиц;
распространение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по имущественным налогам на ветеранов боевых действий;
расширение перечня документов, передаваемых в налоговые органы физическими лицами через многофункциональные центы предоставления государственных и муниципальных услуг;
совершенствование процедуры рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков - физических лиц и организаций;
установление порядка налогообложения уничтоженных транспортных средств, предусматривающего прекращение исчисления транспортного налога в отношении таких транспортных средств не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено;
определение порядка взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
установление понижающего коэффициента, применяемого при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости.
10. В части исчисления и уплаты страховых взносов, законопроектом предлагаются следующие изменения:
дополнение перечня периодов, за которые индивидуальные предприниматели не уплачивают за себя страховые взносы, периодами содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы;
синхронизация перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащийся в статье 422 Налогового кодекса, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержащийся в статье 217 Налогового кодекса.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на необходимость доработки ряда его положений.
Устанавливая возможность использовать доверенность в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, законопроектом не уточняется, какой именно вид электронной подписи, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", должен использоваться в данном случае.
Предлагаемое законопроектом исключение из статьи 77 Налогового кодекса указания на конкретный налоговый орган, руководитель которого выносит решение о наложении ареста на общее имущество товарищей вносит неясность в трактовку данного положения, устанавливая возможность вынесения такого решения любым налоговым органом страны.
В отношении предусматриваемых законопроектом системных поправок в статьи, регулирующие вопросы возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов предлагается рассмотреть вопрос о конкретизации в указанных нормах, что такой возврат осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный в заявлении налогоплательщика.
Законопроектом предлагается в целях главы 21 Налогового кодекса местом реализации товаров в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товаров, произведенных из таких водных биологических ресурсов, признавать территорию Российской Федерации в случае, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне (поправка в статью 147 Налогового кодекса). Указанная мера предлагается в целях предоставления права на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов налогоплательщикам, реализующим указанные товары иностранным покупателям.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в морских водах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, в иные места доставки.
При этом подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2013 N 184 также установлено, что уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также произведенная из них рыбная и иная продукция доставляются в морские порты Российской Федерации.
Соответственно, в целях применения нулевой ставки НДС при экспорте водных биологических ресурсов, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, статьей 165 Налогового кодекса предусмотрен пакет подтверждающих документов, учитывающих указанные особенности.
В связи с изложенным, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается обсудить следующие вопросы:
соответствие предлагаемой законопроектом поправки в статью 147 Налогового кодекса Федеральному закону от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
возможность применения в рамках действующих положений статей 164 и 165 Налогового кодекса нулевой ставки НДС в случае, если в момент начала отгрузки и транспортировки водные биологические ресурсы находятся в исключительной экономической зоне, с учетом особенностей таможенного оформления указанных экспортируемых товаров в рассматриваемом случае.
Проектируемыми изменениями в статью 217.1 Налогового кодекса предлагается изменить порядок расчета минимального предельного срока владения жилым помещением, установив положение о начале его исчисления со дня полной оплаты стоимости такого жилого помещения. Данная нормы направлена на нивелирование зачастую длительных сроков сдачи жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве при полном выполнении налогоплательщиком своих обязанностей по такому договору.
Вместе с тем, из конструкции нормы остается неясным вопрос о порядке исчисления минимального предельного срока владения жилым помещением в случае уступки имущественного права по договору участия в долевом строительстве для цессионария.
В целях применения права физического лица признавать дивиденды, выплаченные российской организацией акционеру - иностранной организации, в качестве собственных доходов и отражать такие доходы в налоговой декларации по НДФЛ, законопроектом устанавливается ряд условий, в частности, иностранная организация-акционер российской организации должна быть образована в соответствии с законодательством иностранного государства - члена Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время не являются членами указанной международной организации ни Российская Федерация ни такие крупнейшие торговые партнеры России как Китай и Белоруссия. В этой связи Комитет полагает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению обсудить вопрос о замене критерия членства страны иностранной организации в ОЭСР на критерий ее отсутствия в Перечне государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
При подготовке ко второму чтению Комитет также полагает целесообразным привести редакцию абзаца второго подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", которым предусмотрена выдача лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, включая биоэтанол.
Законопроектом предусмотрено расширение на 2020 год интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок. Учитывая, что предлагаемая мера направлена на поддержку бизнеса в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Комитет полагает целесообразным продлить действие предложенных ставок на 2021 год.
Обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении Комитета находится внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1025663-7 "О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в части обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности". Учитывая, что рассматриваемый законопроект также вносит изменения в статью 102 Налогового кодекса, Комитет считает целесообразным обсудить возможность внесения положений законопроекта N 1025663-7 в виде поправок в текст рассматриваемого законопроекта.
Кроме того, на рассмотрении также находится законопроект N 990129-7 "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка налогообложения контролируемых иностранных компаний), который, как и рассматриваемый законопроект, вносит изменения в статью 286.1 Налогового кодекса "Инвестиционный налоговый вычет". Следует учесть, что поскольку законопроектами предусмотрены одинаковые сроки вступления в силу проектируемых изменений, во избежание юридических коллизий, при подготовке законопроектов ко второму чтению этот вопрос потребует дополнительного урегулирования.
Одновременно обращается внимание на то, что согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
В то же время, отдельные положения законопроекта, в частности, расширение перечня случаев, при которых применяется нулевая ставка НДС, и сопутствующее этому право на применение вычетов сумм "входного" НДС не могут не привести к расходам федерального бюджета в виде сумм НДС, подлежащих возмещению налогоплательщикам, применяющим указанную ставку налога при экспорте водных биологических ресурсов, отгружаемых из исключительной экономической зоны.
По законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера. В частности, отдельные отсылки статьи 7 законопроекта, устанавливающие порядок вступления его в силу, не соотносятся с текстом законопроекта.
Законопроект также был предметом рассмотрения Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете по бюджету и налогам. Комитет считает необходимым принять во внимание замечания Экспертного совета и проработать возможность их учета в рамках подготовки законопроекта к процедуре второго чтения.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.