Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1000006-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения порядка налогообложения процентов по вкладам в банках),
внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым и др.
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом вносится изменение в порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении физическим лицом доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, предусмотренный статьей 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).
Внесенные Федеральным законом N 102-ФЗ изменения были разработаны во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 года N Пр-586 по итогам обращения к населению 25 марта 2020 года в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны.
В частности, Федеральным законом N 102-ФЗ внесены изменения в порядок налогообложения доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках. Так, предусмотрено установление ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках. При этом согласно положениям статьи 214.2 Кодекса в редакции указанного Федерального закона, при определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение 1 млн. рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода. В налоговую базу также не подлежат включению доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, процентная ставка по которым не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
Законопроектом предлагается увеличить сумму, используемую для расчета размера процентных доходов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, исключаемых при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, с 1 млн. рублей до 5 млн. рублей.
Реализация положений законопроекта приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации вследствие уменьшения объема поступлений сумм налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, при этом сведения об источниках компенсации выпадающих доходов в материалах к законопроекту отсутствуют.
Вместе с тем, Президентом Российской Федерации в обращении к населению 25 марта 2020 года в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, поставлена задача о финансировании за счет полученных дополнительных поступлений в бюджет мер по поддержке семей с детьми, безработных и временно нетрудоспособных лиц.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, указывая в заключении, что изменение порядка налогообложения доходов в виде процентов по вкладам в банках (остаткам на счетах) в банках, предусмотренное Федеральным законом N 102-ФЗ, реализовано в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от предусмотренного Федеральным законом N 102-ФЗ снижения тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 30% до 15% с выплат физическим лицам, превышающих минимальный размер оплаты труда.
Счетная палата Российской Федерации законопроект также не поддерживает, отмечая в заключении, что принятие законопроекта без определения источников компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не позволит обеспечить решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи о финансировании за счет указанных поступлений мер поддержки семей с детьми, безработных и временно нетрудоспособных лиц. Кроме того, поскольку рассматриваемые положения Федерального закона N 102-ФЗ вступают в силу только с 1 января 2021 года, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, рассмотрение вопроса об изменении суммы вклада (остатка на счетах), проценты по которым исключаются из налогообложения, представляется целесообразным осуществлять на основании предварительного, проведенного по истечении определенного периода времени после вступления изменений в силу, анализа наступивших социально-экономических последствий в результате их применения.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку концепцию законопроекта также не поддерживает.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1000006-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.