Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3225
на проект федерального закона N 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", принятому Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым 18 ноября 2020 года под наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи" (N 1058353-7).
В Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" вводится новое понятие "идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования)", как идентификационного номера пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля. Устанавливается, что физическое лицо, зарегистрированное в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), вправе вносить в ЕСИА сведения об идентификаторе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), который используется в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) физического лица в привязке к абонентскому номеру, выделенному оператором подвижной радиотелефонной связи. Физическое лицо вправе вносить в ЕСИА сведения об утрате своего пользовательского оборудования (оконечного оборудования), идентификатор которого внесен в ЕСИА. На основании поступивших в ЕСИА сведений оператор подвижной радиотелефонной связи обязан прекратить оказание услуг связи абоненту, использующему утраченное пользовательское оборудование (оконечное оборудование). Порядок взаимодействия оператора подвижной радиотелефонной связи с оператором ЕСИА устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом уточняется порядок заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Устанавливается, что заключение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может осуществляться при наличии волеизъявления физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП) или простой электронной подписи (ПЭП). Сертификат ключа проверки УНЭП должен быть выдан в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Ключ ПЭП должен быть получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, и при условии идентификации физического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя юридического лица с использованием ЕСИА и Единой биометрической системы.
Федеральным законом устанавливается, что абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключающие договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставляют возможность пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи пользователям услугами связи - физическим лицам только при условии внесения в ЕСИА сведений о таких пользователях, а также сведений об используемом абонентском номере с указанием наименования абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Оператор связи обязан проверять наличие таких сведений посредством направления запроса в ЕСИА с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи. В случае отсутствия указанных сведений в ЕСИА, а также в случае их недостоверности, оператор связи обязан прекратить предоставление услуг связи абоненту с исключением из договора оказания услуг связи абонентского номера.
Состав сведений и порядок их внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в ЕСИА будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзором), создается информационная система мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента (далее - информационная система мониторинга).
Для осуществления указанного мониторинга оператор подвижной радиотелефонной связи обязан обеспечить Роскомнадзору доступ к информации о способах подтверждения сведений и результатах проведенных проверок достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
Оператор связи также обязан направлять в информационную систему мониторинга иную информацию в составе, порядке и сроках, установленных Правительством Российской Федерации.
Предусматривается, что организационные и технические меры, необходимые для реализации Роскомнадзором полномочий по указанному мониторингу, будет осуществлять радиочастотная служба.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "и" (федеральная информация, информационные технологии и связь), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.