Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-05/6077
на проект федерального закона N 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - Федеральный закон), внесённый депутатом Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым, и отмечает следующее.
Проект данного Федерального закона (проект N 1058353-7) внесён 18 ноября 2020 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи", принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года в первом чтении, 22 декабря 2020 года - во втором чтении и 23 декабря 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон внёс ряд изменений и дополнений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ).
Федеральный закон установил, что заключение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется при наличии волеизъявления физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица одним из следующих способов:
с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой выдан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица, с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, при условии идентификации физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя юридического лица с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона N 149-ФЗ идентификация гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий осуществляется без его личного присутствия путём предоставления сведений, размещённых в единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) или информации о степени соответствия предоставленных биометрических персональных данных гражданина его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе.
Федеральный закон также дополнил понятийный аппарат Федерального закона N 126-ФЗ термином "идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования)", под которым понимается идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля.
Федеральный закон предусмотрел право гражданина внести в учётную запись ЕСИА, а также исключать из указанной системы сведения об идентификационном номере принадлежащего ему пользовательского оборудования. В случае утраты пользовательского оборудования (оконечного оборудования), идентификатор которого внесён в ЕСИА, гражданин вправе внести сведения об утрате такого пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в ЕСИА с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. После получения из ЕСИА информации об утрате пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и в случае подтверждения уникальности идентификатора пользовательского оборудования (оконечного оборудования), внесённого в ЕСИА, на основании сведений, имеющихся в распоряжении оператора подвижной радиотелефонной связи, данный оператор обязан не оказывать услуги связи абоненту - физическому лицу или пользователю услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в случае использования им утраченного пользовательского оборудования (оконечного оборудования). Порядок взаимодействия оператора подвижной радиотелефонной связи с оператором ЕСИА устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон ввёл обязательную процедуру идентификации пользователей корпоративной мобильной связи. Абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключающие договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставляют возможность пользоваться в рамках указанного договора услугами подвижной радиотелефонной связи пользователям услугами связи - физическим лицам только при условии внесения в ЕСИА абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем или по решению абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользователем услугами связи сведений о таком пользователе услугами связи - физическом лице и сведений об используемом этим пользователем услугами связи абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи, а также о наименовании абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Оператор связи обязан проверять наличие таких сведений посредством направления запроса в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи. В случае, если при проверке оператор связи обнаружит, что сведения отсутствуют или не являются достоверными, оператор связи обязан не оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи, о чем уведомляет юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, и в случае отсутствия ответа в установленный срок исключает из договора указанный абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи.
С целью контроля за соблюдением операторами связи данной обязанности Федеральный закон дополнил Федеральный закон N 126-ФЗ положением, согласно которому новой статьёй "Информационная система мониторинга проверки сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя". Указанная информационная система мониторинга будет создаваться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Организационные и технические меры, необходимые для реализации указанным федеральным органом исполнительной власти полномочий по мониторингу соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляет радиочастотная служба.
Для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя оператор подвижной радиотелефонной связи обязан обеспечить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, доступ, в том числе с использованием информационной системы мониторинга, к информации о способах подтверждения сведений и результатах проведённых проверок достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, к сведениям об абонентах и сведениям о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), к информации о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а также направлять в указанную информационную систему мониторинга иную информацию в составе, порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Принятие Федерального закона позволит противодействовать кражам мобильных телефонов, распространению нелегальных идентификационных модулей (SIM-карт), а также будет способствовать деанонимизации абонентов корпоративной мобильной связи.
Федеральный закон в целом вступает в силу с 1 июня 2021 года. Отдельные положения Федерального закона имеют иные сроки вступления в силу.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза законопроекта. Коррупциогенных факторов не выявлено.
Принятие законопроекта потребует разработки подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.