Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2020 г. N 5.1-01/3230
на проект федерального закона N 1055657-7 "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 23 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу 13 ноября 2020 года депутатами Государственной Думы И.В. Станкевичем, В.Е. Дерябкиным с наименованием "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (N 1055657-7).
Федеральным законом устанавливаются порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" (далее - Компания), деятельность которой будет направлена на повышение эффективности контроля и надзора в области организации и проведения азартных игр и обеспечение внебюджетного финансирования спорта в Российской Федерации. На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возлагаются функции и полномочия учредителя Компании, устав Компании утверждается Правительством Российской Федерации.
Устанавливаются функции Компании, в частности, взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по осуществлению контроля и надзора в области налогов и сборов, в том числе посредством мониторинга и выявления незаконной деятельности по организации азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также осуществление перечисления целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр, общероссийским спортивным федерациям и профессиональным спортивным лигам.
В целях осуществления контроля в области организации и проведения азартных игр будет создана информационная система Компании, разработчиком и оператором которой выступит компания, назначенная Президентом Российской Федерации по предложению Правительства Российской Федерации.
Устанавливается, что деятельность организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе посредством использования кредитной организации допускается только в случае присоединения организатора азартных игр к информационной системе Компании. За нарушение данного требования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, в том числе на основании информации, полученной от Компании, в течение десяти календарных дней со дня поступления информации о нарушении выносит предписание о его устранении, а в случае неустранения нарушения в обозначенные сроки обращается в суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Устанавливается обязанность Компании по утверждению стандартов и правил, регламентирующих порядок осуществления деятельности организаторов азартных игр соответствующего вида, и перечня мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении организаторов азартных игр за их нарушение, а также срока разработки, технических требований и правил эксплуатации системы мониторинга Компании.
Имущество Компании будет формироваться за счет добровольных имущественных взносов, в том числе поступивших от публично-правовых образований, имущества, переданного компанией, назначаемой Президентом Российской Федерации по предложению Правительства Российской Федерации, доходов, полученных Компанией от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. В целях обеспечения обязательств организаторов азартных игр соответствующего вида перед участниками азартных игр Компанией будет формироваться компенсационный фонд за счет взносов организаторов азартных игр.
Федеральным законом определяются органы управления Компании, (наблюдательный совет, правление и генеральный директор) и их функции.
Корреспондирующие изменения, касающиеся деятельности единого регулятора азартных игр и единого центра учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов, вносятся в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) и Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В частности, устанавливается, что функции единого центра учета переводов букмекерских контор и тотализаторов будет осуществлять кредитная организация (небанковская кредитная организация), назначаемая Президентом Российской Федерации по предложению Правительства Российской Федерации и заключившая с организаторами азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе договор об осуществлении функций единого центра учета переводов букмекерских контор и тотализаторов.
Федеральный закон N 244-ФЗ дополняется положениями, в соответствии с которыми единый центр учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов будет удерживать целевые отчисления от всех заключенных организатором азартных игр в букмекерской конторе пари на спортивные события. Единый центр учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов будет направлять единому регулятору азартных игр удержанные целевые отчисления, а единый регулятор азартных игр перечислять суммы целевых отчислений общероссийским общественным спортивным организациям и профессиональным спортивным лигам. Размер таких целевых отчислений составит 1,5 процента от базы расчета целевых отчислений, определяемой как выручка, полученная в течение квартала организатором азартных игр в букмекерской конторе от деятельности по принятию ставок, интерактивных ставок в отношении спортивных соревнований.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "а" (принятие федеральных законов), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "е" (общие вопросы физической культуры и спорта) и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 15 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, связанных с созданием информационной системы Компании, утверждением Компанией стандартов и правил, а также мер дисциплинарного воздействия в отношении организаторов азартных игр за нарушение требований стандартов и правил, созданием системы мониторинга Компании, формированием Компенсационного фонда, которые вступают в силу по истечении двухсот семидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.