Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-06/6081
на проект федерального закона N 1055657-7 "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 декабря 2020 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 1055657-7) был внесен 13 ноября 2020 года в Государственную Думу депутатами Государственной Думы И.В. Станкевичем, В.Е. Дерябкиным, принят в первом чтении 8 декабря 2020 года, во втором чтении - 23 декабря 2020 года, в третьем чтении - 23 декабря 2020 года.
Федеральный закон направлен на создание Российской Федерацией публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" (далее - Компания) в целях повышения эффективности контроля и надзора в области организации и проведения азартных игр и обеспечения внебюджетного финансирования спорта в Российской Федерации.
Федеральный закон определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании, обеспечивающей реализации норм законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Устанавливается, что функции и полномочия учредителя Компании от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а действовать Компания будет на основании устава, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом определяются функции и полномочия Компании, в том числе в части взаимодействия с Федеральной налоговой службой по мониторингу и выявлению незаконной деятельности по организации азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Компания будет осуществлять перечисление целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр, общероссийским спортивным федерациям и профессиональным спортивным лигам.
Для этого предлагается предоставить Компании право осуществлять функции заказчика программно-аппаратного комплекса, содержащего пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля за деятельностью организаторов азартных игр в букмекерской конторе путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения информации о принятых ставках, интерактивных ставках, в том числе о сумме ставки, дате и времени ее приема, событиях и условиях ставки, рассчитанных по ним суммам подлежащих выплате выигрышей, о выплаченных и невыплаченных выигрышах, возвращенных несыгравших ставках, об осуществлении кассовых операций в игорных заведениях, о форме расчетов с участниками азартных игр, в том числе с использованием наличных денежных средств, о переводе денежных средств, в том числе электронных денег от участников азартных игр организаторам азартных игр и от организаторов азартных игр участникам азартных игр, с предоставлением в режиме реального времени информации о таких операциях единому регулятору азартных игр (далее - информационная система Компании).
Кроме этого, Компания будет осуществлять функции заказчика программного комплекса, содержащего пакет прикладных программ, предназначенных для пресечения деятельности незаконных организаторов азартных игр и лотерей на территории Российской Федерации в сети "Интернет" путем создания и совершенствования алгоритмов выявления таких незаконных организаторов азартных игр и лотерей и последующей передачи информации о таких незаконных организаторах азартных игр и лотерей в Федеральную налоговую службу (далее - система мониторинга Компании). Также Компания может приобретать имущество и права, в том числе на интеллектуальную собственность.
Компания имеет право посредством и за счет финансирования компанией, назначенной Президентом Российской Федерации по предложению Правительства Российской Федерации, реализовать вышеуказанные функции и полномочия (далее - компания-исполнитель). При этом компания-исполнитель будет являться разработчиком и оператором информационной системы Компании и системы мониторинга Компании.
Деятельность организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе посредством использования кредитной организации допускается только в случае присоединения организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе к информационной системе Компании. В случае отсутствия такого присоединения либо отказа от ранее осуществленного присоединения Федеральная налоговая служба в течение десяти календарных дней со дня поступления информации о нарушении выносит предписание о его устранении. Организатор азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе обязан устранить нарушение в течение тридцати календарных дней со дня получения предписания о его устранении, а в случае неустранения нарушения в обозначенные сроки Федеральная налоговая служба обращается в суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Компания должна обеспечить наличие утвержденных Компанией стандартов и правил, регламентирующих порядок осуществления деятельности организаторов азартных игр соответствующего вида, а также наличие утвержденного Компанией перечня мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении организаторов азартных игр соответствующего вида за нарушение требований стандартов и правил. Указанные документы утверждаются Федеральной налоговой службой.
Компания по результатам работы системы мониторинга Компании вправе обратиться в Федеральную налоговую службу с заявлением об обнаружении доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию с признаками нарушения положений Федерального закона (далее - доменные имена). Федеральная налоговая служба принимает решение о признании информации, распространяемой посредством доменных имен, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, или оформляет отказ в принятии такого решения. Компания вправе обратиться в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством доменных имен, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Также предусматривается формирование Компанией за счет взносов организаторов азартных игр компенсационного фонда в целях обеспечения обязательств организаторов азартных игр перед участниками азартных игр. Размер компенсационного фонда должен составлять не менее чем триста миллионов рублей для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и не менее чем сто миллионов рублей для организаторов азартных игр в тотализаторах.
Органами управления Компании являются наблюдательный совет компании, правление Компании и генеральный директор Компании.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Федеральным законом изменяется база расчета целевых исчислений. Согласно действующему положению база определяется по правилам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, как разница между суммой ставок, интерактивных ставок и суммой выплаченных выигрышей. Целевые отчисления при этом составляют 5% от базы. В Федеральном законе целевые отчисления устанавливаются в размере 1,5 процента от базы расчета целевых отчислений, определяемой как выручка, полученная в течение квартала организатором азартных игр в букмекерской конторе от деятельности по организации и проведению азартных игр в части принятия ставок, интерактивных ставок в отношении спортивных соревнований. При этом под выручкой подразумевается полная сумма поступлений, полученная организатором азартных игр в букмекерской конторе от деятельности по организации и проведению азартных игр в части принятия ставок, интерактивных ставок в отношении спортивных соревнований.
Единый центр учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов удерживает целевые отчисления от всех заключенных организатором азартных игр в букмекерской конторе пари на спортивные события, при этом объем таких целевых отчислений не может составлять менее тридцати миллионов рублей в квартал.
Не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором возникла база расчета целевых отчислений, единый регулятор азартных игр представляет общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам информацию о принятых ставках, интерактивных ставках в отношении спортивных соревнований, организованных общероссийскими спортивными федерациями, профессиональных спортивных соревнований, организованных профессиональными спортивными лигами, о выплаченных выигрышах, а также об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в повышении эффективности контроля и надзора в области организации и проведения азартных игр и обеспечении внебюджетного финансирования спорта в Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 15 вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктами "а", "г", "ж" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также согласно пунктам "е" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.