Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 декабря 2020 г. N 3.5-04/2164
на проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 декабря 2020 года, комитет отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие с 1 января 2021 года установление нового порядка определения величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, а также наделение Правительства Российской Федерации полномочиями при реализации указанных изменений.
В связи с этим Федеральным законом закрепляются понятия прожиточного минимума и медианного среднедушевого дохода.
Так, прожиточным минимумом является минимальная, необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
Медианный среднедушевой доход определен как величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (далее - величина прожиточного минимума) на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Соотношение величины прожиточного минимума и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года, которое подлежит пересмотру не реже одного раза в пять лет из условий социально-экономического развития Российской Федерации, устанавливается в размере 44,2 процента, что составит 11 653 рубля. При этом величина прожиточного минимума на очередной год подлежит установлению не ниже величины прожиточного минимума в текущем году.
Правительство Российской Федерации наделено полномочием по установлению величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
В субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года с учетом коэффициента региональной дифференциации, рассчитываемого как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом на 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 1 января 2021 года устанавливается в размере 12 792 рубля в месяц, что на 662 рубля больше размера МРОТ, установленного с 1 января 2020 года.
Далее МРОТ на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
С 2021 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы, подлежащее пересмотру не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации, устанавливается в размере 42 процентов. При этом МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за год. Кроме того, не допускается установление МРОТ на очередной год ниже величины МРОТ текущего года.
Федеральным законом предусмотрено исчисление медианного среднедушевого дохода, а также медианной заработной платы на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
При этом отмечается, что понятие медианной заработной платы Федеральным законом не установлено.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона его реализация потребует дополнительных финансовых затрат в следующих объемах:
- в 2021 году - 128,5 млрд рублей (в том числе федерального бюджета - 48,2 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,4 млрд рублей, внебюджетного сектора - 56,9 млрд рублей);
- в 2022 году - 134,8 млрд рублей (в том числе федерального бюджета - 13,4 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 32,8 млрд рублей, внебюджетного сектора - 88,6 млрд рублей);
- в 2023 году - 217,2 млрд рублей (в том числе федерального бюджета - 60,1 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 49,6 млрд рублей, внебюджетного сектора - 107,5 млрд рублей).
Соответствующие расходы учтены в Федеральном законе от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.