Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 24 декабря 2020 г. N 3.8-03/4400
на проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1027748-7) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 декабря 2020 года.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", 11 ноября 2020 года принят в первом чтении, 15 декабря 2020 года - во втором чтении и 16 декабря 2020 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком направлялись поправки в Государственную Думу, которые были учтены.
Проект Федерального закона был разработан в целях снижения дифференциации доходов населения и повышения уровня жизни малообеспеченных граждан.
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в части введения новых механизмов установления таких показателей, как величина прожиточного минимума и минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).
Федеральным законом вводится новое определение прожиточного минимума как минимальной необходимой для обеспечения жизнедеятельности суммы доходов гражданина, при этом положения, регулирующие порядок определения и установления потребительской корзины, признаются утратившими силу.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается такое понятие, как медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины, и которая ежегодно будет исчисляться на основании методики, определяемой Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат).
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации будет применяться не только в целях оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, но и для предоставления им мер социальной поддержки.
Федеральным законом определяется новый порядок установления и периодичность исчисления величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Данная величина на очередной год будет устанавливаться Правительством Российской Федерации до 1 июля текущего года, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и будет исчисляться исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
Согласно Федеральному закону с 2021 года соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного дохода за предыдущий год устанавливается в размере 44,2 процента, что составит 11 653 рубля в абсолютном выражении, при этом прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.
Следует отметить, что в течение срока действия установленного соотношения указанная величина прожиточного минимума на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.
Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о социальной помощи, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год. Установление данной величины будет происходить одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации будет составлять в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 97 процентов.
Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год будет устанавливаться до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который будет рассчитываться как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок установления данного соотношения будет определяться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на 2021 год должна быть установлена субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации, установленной за второй квартал 2020 года.
На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации будет устанавливаться субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации, будет использоваться, в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно Федеральному закону органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе будут устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание, что в целях поэтапного доведения в субъектах Российской Федерации величин прожиточного минимума на душу населения, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусматривается переходный период на 2021 - 2025 годы.
Федеральным законом также вносятся изменения в части порядка установления МРОТ, который на очередной год будет определяться федеральным законом в текущем году и исчисляться с учетом значения медианной заработной платы, рассчитанной на основании методики Росстата, за предыдущий год. При этом проект федерального закона об установлении МРОТ на очередной год будет обсуждаться с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
Федеральным законом закрепляется конституционная норма о том, что устанавливаемый на очередной год МРОТ не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год, при этом он не должен быть ниже МРОТ, установленного на текущий год.
Начиная с 2021 года, соотношение МРОТ и медианной заработной платы будет устанавливаться в размере 42 процентов и с 1 января 2021 года составит 12 792 рубля в месяц. По сравнению с действующим МРОТ (12 130 рублей) рост составит 105,5 процента. Такое увеличение МРОТ затронет 3,9 млн человек.
Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного дохода, а также соотношение МРОТ и медианной заработной платы будут пересматриваться не реже одного раза в пять лет с учетом социально-экономического развития Российской Федерации.
Расчет и утверждение величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года будет осуществляться в ранее установленном порядке, действовавшем до принятия Федерального закона.
Федеральным законом также вносятся уточняющие изменения в Федеральные законы от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Реализация Федерального закона потребует в 2021 году дополнительных финансовых затрат в объеме 128,5 млрд рублей (в том числе федерального бюджета - 48,2 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,4 млрд рублей, внебюджетного сектора - 56,9 млрд рублей).
Расходы бюджетной системы и внебюджетного сектора составят 156,9 млрд рублей, в том числе: расходы на увеличение социальных выплат и численности их получателей в связи с ростом прожиточного минимума - 51,5 млрд рублей; расходы на повышение оплаты труда в связи с увеличением минимального размера оплаты труда - 105,4 млрд рублей (в том числе за счет средств внебюджетного сектора - 56,9 млрд рублей).
Доходы бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов составят 34,8 млрд рублей, в том числе от уплаты налога на доходы физических лиц - 10,5 млрд рублей, от уплаты страховых взносов - 24.3 млрд рублей. Расходы бюджетной системы и внебюджетного сектора в 2022 году составят 134,8 млрд рублей (в том числе федерального бюджета - 13.4 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 32,8 млрд рублей, внебюджетного сектора - 88,6 млрд рублей).
Расходы бюджетной системы, внебюджетного сектора в 2023 году составят 217,2 млрд рублей (в том числе федерального бюджета - 60,1 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 49,6 млрд рублей, внебюджетного сектора - 107,5 млрд рублей).
Принятие Федерального закона позволит обеспечить опережающий рост МРОТ, а также будет способствовать равномерному установлению прожиточных минимумов на региональном уровне.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением статьи о вносимых изменениях в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", которая вступает в силу с 1 января 2022 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (комитеты - соисполнители) предлагают одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.