Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 23 декабря 2020 г. N 3.2-05/3515
на проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1027748-7), принятый Государственной Думой 16 декабря 2020 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральные законы от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Федеральный закон обусловлен истечением 31 декабря 2020 года срока действия Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и, соответственно, прекращением применения потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается, что величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
При этом исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (далее - Росстат).
В целях реализации нового подхода к расчету величины прожиточного минимума Федеральным законом дано новое определение прожиточного минимума (это минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина), а также вводится новое понятие "медианный среднедушевой доход", под которым понимается величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины и которая ежегодно исчисляется Росстатом.
Таким образом, прожиточный минимум будет зависеть от уровня дохода большинства граждан и по мере роста их доходов повышаться. При этом его величина будет устанавливаться ежегодно (сейчас - ежеквартально).
С 2021 года соотношение величины прожиточного минимума и величины медианного среднедушевого дохода устанавливается на уровне 44,2 процента. Для трудоспособного населения прожиточный минимум будет составлять 109 процентов от этого показателя, для детей - 97 процентов, а для пенсионеров - 86 процентов.
Федеральным законом предусматривается, что в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума на душу населения на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время она определяется как стоимостное выражение региональной потребительской корзины.
Федеральным законом устанавливается на 2021 - 2025 годы переходный период для поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации.
Это необходимо в целях более равномерного распределения нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации.
На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в регионе устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что прожиточный минимум предназначается, в том числе для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
В связи с этим Федеральным законом также предусматривается увеличение минимального размера оплаты труда с 12 130 рублей в месяц до 12 792 рублей в месяц с 1 января 2021 года (на 662 рубля больше, чем в 2020 году).
При этом минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой Росстатом.
Следует отметить, что проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Данная норма Федерального закона направлена на соблюдение баланса интересов работников, работодателей и государства.
Федеральным законом установлено, что соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. С 2021 года такое соотношение устанавливается в размере 42 процентов, что соответствует указанному минимальному размеру оплаты труда (то есть 12 792 рубля).
Принятие Федерального закона позволит обеспечить соблюдение конституционной нормы, согласно которой государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
О.В. Мельниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.