Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-06/6071
на проект федерального закона N 1022523-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 декабря 2020 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 1022523-7) был внесен 17 сентября 2020 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, принят в первом чтении 11 ноября 2020 года, во втором чтении - 16 декабря 2020 года, в третьем чтении - 22 декабря 2020 года.
Федеральный закон направлен на предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преимуществ, установленных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проект рассматриваемого Федерального закона разработан в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 года N Пр-38ГС, данного по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом работодатели - некоммерческие организации, численность работников которых не превышает 35 человек, будут вправе заключать срочные трудовые договоры по аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства.
По аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства Федеральным законом предусматривается, что на некоммерческие организации, среднесписочная численность работников и значение дохода которых за предшествующий календарный год не превышают предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации, распространяется положение, в соответствии с которым некоммерческие организации вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие), за исключением локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу.
При этом некоммерческие организации должны включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Предложенные Федеральным законом преимущества для некоммерческих организаций в части заключения срочных трудовых договоров не будут распространяться на государственные (муниципальные) учреждения, государственные корпорации, общественные объединения, являющиеся политическими партиями, государственные компании, потребительские кооперативы, а в отношении необязательности принятия локальных нормативных актов - также и на религиозные организации.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям преимуществ, установленных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, в части возможности заключения срочных трудовых договоров и необязательности принятия локальных нормативных актов.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 2 вступит в силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктами "в", "е" и "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также согласно пунктам "б" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и одобрить его.
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.