Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 24 декабря 2020 г. N 3.8-03/4396
на проект федерального закона N 1022523-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 декабря 2020 года.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 сентября 2020 года, 11 ноября 2020 года принят в первом чтении, 16 декабря 2020 года - во втором чтении и 22 декабря 2020 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Проект Федерального закона был разработан в целях реализации Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом Российской Федерации 16 января 2019 года N Пр-38ГС и Поручения Правительства Российской Федерации от 22 января 2019 года N ТГ-П44-349 "Об обеспечении выполнения поручений Президента России по итогам заседания Госсовета 27 декабря 2018 года".
Федеральным законом вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части установления особенностей осуществления трудовой деятельности у работодателей, которые являются некоммерческими организациями.
Согласно Федеральному закону действие положений главы 48.1 ТК РФ будет распространяться, по аналогии с работодателями-субъектами малого предпринимательства, на регулирование трудовых отношений у работодателей, являющихся некоммерческими организациями и соответствующих при этом установленным к ним требованиям.
В соответствии с Федеральным законом к работодателям - некоммерческим организациям отнесены некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов, религиозных организаций), среднесписочная численность работников и величина дохода которых за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается, что, если работодатель - некоммерческая организация перестает соответствовать требованиям, определяемым главой 48.1 ТК РФ, регулирование трудовых отношений у данного работодателя будет осуществляться без учета особенностей указанной главы.
Кроме того, работодателям, являющимся некоммерческими организациями, предоставляется право заключать с работниками срочные трудовые договоры, при этом численность работников у таких работодателей не должна превышать тридцати пяти человек. При заключении таких трудовых договоров с религиозной организацией требование по ограничению численности работников организации может не учитываться. Это обусловлено тем, что таким организациям часто необходимо привлекать сотрудников для реализации краткосрочных проектов, реализуемых, в том числе в рамках грантов, предоставляемых на цели развития гражданского общества.
Федеральным законом также предоставляется возможность для работодателей, являющихся некоммерческими организациями, отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, за исключением локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу, принимаемого работодателем в исключительных случаях в соответствии со статьей 312.9 ТК РФ.
При этом условия, которые должны регулироваться такими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры. Указанные трудовые договоры будут заключаться на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Принятие Федерального закона позволит упростить процесс ведения кадрового документооборота для некоммерческих организаций и обеспечить более гибкий подход при привлечении работников к выполнению определенной работы по проектам, ограниченным по времени, не нарушая нормы трудового законодательства.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (комитет-соисполнитель) предлагает одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.