Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1090156-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях совершенствования законодательства об обеспечении государственной защиты, а также для формирования единых правовых подходов и устранения существующего правового неравенства.
Статьей 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон) установлено, что государственной защите подлежат прокуроры, следователи, сотрудники уголовно-исполнительной системы, органов ФСБ, Следственного комитета Российской Федерации, органов принудительного исполнения, органов государственной охраны, таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации. Каких-либо дополнительных требований к указанным категориям Федеральным законом не определено, что позволяет при необходимости применять меры государственной защиты безотносительно должностных обязанностей и функционала вышеперечисленных лиц.
В то же время в отношении сотрудников и военнослужащих четырех федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Росгвардия, Минобороны России, СВР России) Федеральным законом установлены обязательные дополнительные требования, необходимые для применения мер государственной защиты (осуществление оперативно-розыскной, следственной деятельности или дознания; участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, исполнение приговоров, постановлений и определений судов; непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; непосредственное участие в борьбе с терроризмом; непосредственное участие в специальных операциях или выполнение специальных функций по обеспечению безопасности Российской Федерации).
Существующее положение ставит в неравное положение сотрудников (военнослужащих) одних правоохранительных и силовых органов по отношению к сотрудникам других аналогичных органов. При этом с учетом специфики задач, возложенных на МВД, Росгвардию, Минобороны и СВР, угроза для жизни и личной безопасности сотрудников (военнослужащих) этих ведомств может возникать безотносительно их личного (непосредственного) участия в поименованных Федеральным законом мероприятиях (охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, пресечение действий вооруженных преступников, борьба с терроризмом, специальные операции и т.д.).
В этой связи законопроектом вносятся изменения в статью 2 Федерального закона, позволяющие применять меры государственной защиты (при наличии соответствующих оснований) в отношении любых сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и военнослужащих органов внешней разведки (аналогично военнослужащим и сотрудникам других правоохранительных, силовых и контрольно-надзорных органов).
Кроме того, законопроектом предлагается законодательно закрепить существующий порядок участия войск национальной гвардии в осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 12 Федерального закона войска национальной гвардии Российской Федерации вправе осуществлять меры безопасности исключительно в отношении своих военнослужащих и сотрудников.
Вместе с тем, на практике войска национальной гвардии осуществляют меры безопасности не только в отношении своих сотрудников (военнослужащих), но также судей, сотрудников Следственного комитета РФ и органов внутренних дел. При этом согласно статье 12 Федерального закона осуществление мер безопасности в отношении судей, сотрудников Следственного комитета РФ и должностных лиц органов внутренних дел возложено на органы внутренних дел.
Следует отметить, что наряду с Федеральным законом вопросы участия войск национальной гвардии в осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц регулируются "Порядком организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности" (далее - Порядок).
Порядком установлено, что взаимодействие войск национальной гвардии и органов внутренних дел осуществляется при выполнении задач по личной охране лиц, в отношении которых избрана мера безопасности "личная охрана, охрана жилища и имущества". Взаимодействие Росгвардии с МВД России осуществляется в форме участия в осуществлении личной охраны защищаемых лиц.
Согласно Порядку из состава войск национальной гвардии к выполнению задач по личной охране защищаемых лиц привлекаются подразделения ОМОН и СОБР. Основанием для их привлечения является обращение уполномоченных должностных лиц МВД России.
Это обусловлено тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", специальные подразделения ОМОН и СОБР, участвующие в обеспечении государственной защиты, были выведены из состава МВД России и включены в структуру Росгвардии. Собственными спецподразделениями, способными выполнять охрану защищаемых лиц, их жилища и имущества, МВД России в настоящее время не располагает.
В целях устранения правовой коллизии положений статьи 12 Федерального закона и Порядка в Федеральный закон вносятся изменения, предусматривающие возможность привлечения войск национальной гвардии к осуществлению органами внутренних дел личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества. Порядок такого взаимодействия предлагается установить распорядительным документом Правительства Российской Федерации.
Также в целях унификации используемого в Федеральном законе наименования "войска национальной гвардии Российской Федерации" соответствующие изменения вносятся в пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона.
Предлагаемые новации не потребуют изменений организационно-штатных структур федеральных органов исполнительной власти и будут реализовываться силами существующих подразделений организации (обеспечения) государственной защиты в рамках имеющейся численности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
Принятие Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.