Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением 16 сентября 2020 г. N 175/5)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в части расходов федерального бюджета за 2019 год по разделу "Национальная оборона", Комитет Государственной Думы по обороне отмечает.
Исполнение федерального бюджета в 2019 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ), а также нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных далее законов.
В Федеральный закон N 459-ФЗ дважды вносились изменения: Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 175-ФЗ) и Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 389-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 389-ФЗ). Изменения внесены в основные характеристики федерального бюджета на 2019 год, в том числе изменен объем ассигнований по разделу "Национальная оборона".
млн. рублей | |||||||
Наименование |
Рз |
Утверждено Федеральным законом N 459-ФЗ |
Федеральный закон N 175-ФЗ |
Федеральный закон N 389-ФЗ |
Утверждено Федеральным законом N 459-ФЗ (с изменениями) |
Изменения гр. 6 - гр. 3 |
гр. 7/ гр. 3 х 100% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Национальная оборона |
02 |
2 926 249,3 |
+ 29 295,9 |
+ 12 926,1 |
2 968 471,3 |
+ 42 222,0 |
1,4 |
Анализ внесенных изменений в Федеральный закон N 459-ФЗ показал следующее.
Увеличение расходов федерального бюджета произведено по разделу "Национальная оборона" - в сумме 42 222,0 млн. рублей.
Объемы расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона", в 2019 году представлены в следующей таблице.
Сведения
об изменении бюджетных ассигнований по разделу "Национальная оборона" по состоянию на 1 января 2020 года
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Рз |
ПР |
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год в редакции от: |
Уточненная роспись |
||
Национальная оборона |
02 |
|
2 926 249,3 |
2 955 545,2 |
2 968 471,3 |
3 233 460,6 |
Вооруженные Силы РФ |
02 |
0201 |
2 167 313,9 |
2 135 115,3 |
2 151 032,5 |
2 340 580,9 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
02 |
0203 |
7 523,1 |
7 523,1 |
7 505,6 |
7 763,3 |
Мобилизационная подготовка экономики |
02 |
0204 |
3 198,4 |
3 198,4 |
3 217,7 |
3 248,0 |
Ядерный-оружейный комплекс |
02 |
0206 |
46 319,7 |
46 019,7 |
46 019,7 |
46 026,6 |
Реализация международных обязательств в сфере ВТС |
02 |
0207 |
9 574,1 |
9 574,1 |
9 446,2 |
10 193,4 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
02 |
0208 |
296 611,4 |
282 833,4 |
286 487,6 |
356 252,1 |
Другие вопросы в области обороны |
02 |
0209 |
395 708,9 |
471 281,3 |
464 762,1 |
469 396,3 |
Сводной бюджетной росписью, с учетом изменений расходы по разделу "Национальная оборона" федерального бюджета, установлены в сумме 3 233 460,6 млн. рублей.
млн. рублей | ||||
Разделы классификации расходов федерального бюджета |
Утверждено Федеральным законом N 459-ФЗ (с изменениями) |
Сводная бюджетная роспись с учетом изменений |
Гр. 3 - гр. 2 |
Гр. 3/гр. 2 (в %) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Национальная оборона |
2 968 471,3 |
3 233 460,6 |
264 989,3 |
108,93% |
По разделу 02 "Национальная оборона" увеличение объема бюджетных ассигнований отмечается на 264 989,3 млн. рублей, или на 8,93%.
Объемы расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны" на 2019 год представлены в таблице:
Информация
об изменении бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны" по состоянию на 1 января 2020 года
млн. рублей | ||||||
Наименование |
ГП |
ПГП |
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год в редакции от: |
Уточненная роспись |
||
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
31 |
|
1 400 705,1 |
1 411 049,7 |
1 455 033,7 |
1 477 744,6 |
Подпрограмма "Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации" |
31 |
311 |
448 064,0 |
458 949,4 |
478 149,6 |
486 546,3 |
Подпрограмма "Совершенствование системы управления" |
31 |
312 |
5 850,3 |
5 850,3 |
5 845,2 |
7 324,6 |
Подпрограмма "Совершенствование международной деятельности" |
31 |
313 |
19 298,4 |
15 281,8 |
15 020,1 |
18 091,3 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
31 |
314 |
922 151,6 |
925 288,5 |
950 339,2 |
959 049,8 |
Федеральная целевая программа "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2021 годах" |
31 |
315 |
2 539,9 |
2 539,9 |
2 539,9 |
2 539,9 |
Федеральная целевая программа "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года" |
31 |
316 |
2 800,9 |
2 800,9 |
2 800,9 |
3 853,8 |
Федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" |
31 |
318 |
|
338,9 |
338,9 |
338,9 |
Данные об исполнении кассовых расходов по сравнению с показателями, установленными сводной бюджетной росписью с учетом изменений по разделу "Национальная оборона", представлены в следующей таблице.
млн. рублей
Наименование |
Рз |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2018 |
Сводная бюджетная роспись с учетом изменений |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2019 |
Объем неисполненных расходов за 2019 год |
Уровень исполнения |
Национальная оборона |
02 |
2 827 008,4 |
3 233 460,6 |
2 997 446,8 |
236 013,8 |
92,7% |
При этом в расходах федерального бюджета наибольший удельный вес составили расходы на "Национальную оборону" - 2 997 446,8 млн. рублей (16,5%).
Анализ исполнения расходов федерального бюджета по сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом N 459-ФЗ, и сводной бюджетной росписью с учетом изменений показал следующее.
Кассовое исполнение всех расходов федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" составило 2 997 446,8 млн. рублей, или 92,7% показателя, установленного сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
Исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году, по сравнению с законодательно утвержденными бюджетными ассигнованиями и показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений по разделу "Национальная оборона", представлено в следующей таблице.
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Р, ПР |
|
Уточненная роспись |
Исполнено |
% исполнения к: |
|
Федеральному закону N 459-ФЗ (с изменениями) |
Уточнённая роспись |
|||||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
0200 |
2 968 471,3 |
3 233 460,6 |
2 997 446,8 |
101,0% |
92,7% |
Вооруженные Силы Российской Федерации |
0201 |
2 151 032,5 |
2 340 580,9 |
2 216 187,8 |
103,0% |
94,7% |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
0203 |
7 505,6 |
7 763,3 |
7 716,3 |
102,8% |
99,4% |
Мобилизационная подготовка экономики |
0204 |
3 217,7 |
3 248,0 |
3 143,8 |
97,7% |
96,8% |
Ядерно-оружейный комплекс |
0206 |
46 019,7 |
46 026,6 |
46 020,2 |
100,0% |
100,0% |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
0207 |
9 446,2 |
10 193,4 |
9 899,9 |
104,8% |
97,1% |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
0208 |
286 487,6 |
356 252,1 |
303 456,2 |
105,9% |
85,2% |
Другие вопросы в области национальной обороны |
0209 |
464 762,1 |
469 396,3 |
411 022,7 |
88,4% |
87,6% |
Результаты оценки качества управления государственными финансами в части исполнения федерального бюджета по расходам (уровень исполнения кассовых расходов) по разделу "Национальная оборона" представлен в следующей таблице.
Наименование разделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
|
Исполнение расходов федерального бюджета к сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Национальная оборона |
99,9% |
99,8% |
99,2% |
93,2% |
92,3% |
92,7% |
Как видно из таблицы уровень исполнения кассовых расходов по разделу "Национальная оборона" в 2019 году незначительно превысил уровень исполнения кассовых расходов в 2018 году. Однако, отмечается тенденция снижения уровня исполнения кассовых расходов по разделу "Национальная оборона" начиная с 2015 года.
Исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году, по сравнению с законодательно утвержденными бюджетными ассигнованиями и показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений на реализацию государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны" и подпрограмм, представлено в следующей таблице.
млн. рублей | |||||||
Наименование |
ГП |
ПГП |
|
Уточненная роспись |
Исполнено |
% исполнения к: |
|
Федеральному закону N 459-ФЗ (с изменениями) |
Уточнённая роспись |
||||||
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
31 |
|
1 455 033,7 |
1 477 744,6 |
1 474 249,0 |
101,3% |
99,8% |
Подпрограмма "Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации" |
31 |
311 |
478 149,6 |
486 546,3 |
485 989,5 |
101,6% |
99,9% |
Подпрограмма "Совершенствование системы управления" |
31 |
312 |
5 845,2 |
7 324,6 |
7 314,9 |
125,1% |
99,9% |
Подпрограмма "Совершенствование международной деятельности" |
31 |
313 |
15 020,1 |
18 091,3 |
17 299,8 |
115,2% |
95,6% |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
31 |
314 |
950 339,2 |
959 049,8 |
958 239,1 |
100,8% |
99,9% |
Федеральная целевая программа "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2021 годах" |
31 |
315 |
2 539,9 |
2 539,9 |
2 539,9 |
100,0% |
100,0% |
Федеральная целевая программа "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года" |
31 |
316 |
2 800,9 |
3 853,8 |
2 778,7 |
99,2% |
72,1% |
Федеральная целевая программа "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" |
31 |
318 |
338,9 |
338,9 |
87,1 |
25,7% |
25,7% |
Наряду с этим Комитет по обороне отмечет, что в 2019 году не нашел своего отражения ряд проблемных вопросов, которые отмечал Комитет в 2018 году при рассмотрении проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годы и ранее.
Так, начиная с июня 2018 года Комитет по обороне постоянно отмечал проблемы функционирования накопительно-ипотечной системы.
По состоянию на 1 января 2018 года дефицит финансирования системы составлял более 50 миллиардов рублей. По состоянию на 1 января 2019 года дефицит финансирования составил 91,7 миллиардов рублей. Выделенные в соответствии с Федеральным законом N 459-ФЗ денежные ассигнования на накопительно-ипотечную систему на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не покрывали дефицита, а лишь обеспечивали ее функционирование. Та же ситуация и в 2020 году.
Помимо этого, Комитет по обороне неоднократно (начиная с 2016 года) отмечал проблему низкого уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под "майские указы"). Средняя заработанная плата гражданского персонала воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации по информации Минобороны России в 2019 году составляла порядка 30 - 32 тысяч рублей, тогда как средняя заработная плата по Российской Федерации составляла порядка 47 тысяч рублей. Однако, при этом по ряду должностей с обязательным требованием наличия высшего образования она едва выше минимального размера оплаты труда. Вместе с тем, минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года по 2019 год вырос в 2 раза (с 5 554 рублей до 11 163 рублей). За этот же период индексация оплаты труда гражданского персонала воинских частей была произведена только с 1 января 2018 на 4%, при этом Правительством Российской Федерации в период с 2014 по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей. Индексация в 2019 году с 1 октября на 4,3% не компенсировала даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2019 год составит всего 1,07%.
В 2020 году наблюдается такая же ситуация: индексация только с 1 октября на 3%, которая не компенсирует даже уровень расчетной инфляции (3%), так как фактическое повышение за весь 2020 год составит всего 0,75%.
Комитет по обороне считает, что такое положение дел для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций "силового блока" в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.
Комитет по обороне при рассмотрении федерального бюджета на 2019 год и последующие годы, а так же при уточнении федерального бюджета на 2019 год рекомендовал Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.
Рекомендации Комитета по обороне игнорируются, вопрос повышения уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти на уровне Правительства Российской Федерации даже не обсуждался.
Федеральным законом N 459-ФЗ по направлению "Развитие пенсионной системы" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 3 135 181,3 млн. рублей, из них на пенсии военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия и иные выплаты в рамках пенсионного обеспечения утверждены бюджетные ассигнования в сумме 743 278,5 млн. рублей.
Сводной бюджетной росписью, с учетом изменений расходы по направлению "Развитие пенсионной системы" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 3 130 278,1 млн. рублей, из них на пенсии военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия и иные выплаты в рамках пенсионного обеспечения утверждены бюджетные ассигнования в сумме 745 060,7 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году по направлению деятельности "Развитие пенсионной системы" составило 3 129 287,5 млн. рублей, или 99,97% показателя, установленного сводной бюджетной росписью с учетом изменений. При этом в части пенсий военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, составило 744 105,4 млн. рублей, или 99,9% показателя, установленного сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
млн. рублей | |||||
Наименование показателя |
Утверждено |
Исполнено |
% исполнения к: |
||
Федеральным законом N 415-ФЗ (с изменениями) |
уточненной росписью |
Федеральному закону N 459-ФЗ (с изменениями) |
сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
||
Пенсии военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия и иные выплаты в рамках пенсионного обеспечения |
743 278,5 |
745 060,7 |
744 105,4 |
100,1 |
99,9 |
Наряду с этим Комитет по обороне отмечет, что положения подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее - Указ N 604) в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции, в первые за все время действия Указа, в 2019 году исполнены в полном объёме.
Вместе с тем, вызывает озабоченность Комитета по обороне то обстоятельство, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени в федеральном бюджете на 2020 год не учтены требования пункта 2 Постановления Государственной Думы N 7110-7 ГД от 19 ноября 2019 года, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2020 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604.
Федеральным законом N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 5 949,2 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
5 949,2 |
5 332,5 |
(-) 84,0 |
(-) 84,0 |
- |
5 248,5 |
(-) 700,7 |
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 5 248,5 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 5 065,9 млн. рублей или 96,5% уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса" составили субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - указанная информация представлена на рисунке:
Основные направления расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса"
млн. рублей
В разрезе подпрограмм и основных мероприятий исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса" в 2019 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса" |
5 332,5 |
5 248,5 |
5 065,9 |
95,0 |
96,5 |
-182,6 |
Подпрограмма "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса" |
5 332,5 |
5 248,5 |
5 065,9 |
95,0 |
96,5 |
-182,6 |
Основное мероприятие "Стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса" |
415,4 |
415,4 |
415,3 |
99,9 |
99,9 |
-0,1 |
Основное мероприятие "Государственная поддержка в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса" |
2 992,9 |
2 895,4 |
2 879,2 |
96,2 |
99,4 |
-16,2 |
Основное мероприятие "Государственная поддержка развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса" |
474,3 |
487,7 |
480,6 |
101,3 |
98,5 |
-7,1 |
Основное мероприятие "Разработка прикладного программного обеспечения для организаций оборонно-промышленного комплекса" |
1 450,0 |
1 450,0 |
1 290,7 |
89,0 |
89,0 |
-159,3 |
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе в основном обусловлен:
уменьшением в течение 2019 года численности кандидатов на получение стипендий для ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций, исполнителей государственного оборонного заказа, стипендий для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа за выдающиеся достижения и значительный вклад в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
отсутствием решений Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса о предоставлении субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях недопущения банкротства.
В результате намеченных мероприятий:
обеспечена выплата стипендиатам стипендии для ученых, в том числе молодых ученых, до 35 лет включительно, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа, за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны и безопасности государства" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1380 "О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации";
обеспечена профессиональная переподготовка и (или) обучение в системе повышения квалификации 120 тысяч работников организаций оборонно-промышленного комплекса, в том числе более 6,1 тысяч работников на условиях софинансирования;
предоставлены субсидии 12 федеральным казенным предприятиям, подведомственным Минпромторгу России, субсидии на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В целом, по разделу "Национальная оборона", в 2019 году сложился достаточный уровень исполнения расходов федерального бюджета, что позволило решать задачи по обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнению нормативных показателей боевой подготовки войск.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении указанный законопроект.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.