Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 18 сентября 2020 г. N 3.25-5/155)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.
Проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год" (далее - законопроект) составлен в соответствии с требованиями статьи 264.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основные показатели исполнения федерального бюджета за 2019 год
Исполнение федерального бюджета за 2019 год осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ), от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ и от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ и Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ соответственно), а также нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов.
Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2019 год составило:
по доходам - 20 188 796,8 млн. рублей (101,1% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год) 1;
по расходам - 18 214 517,5 млн. рублей или 98,5% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год и 94,2% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2019 год с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись).
По итогам 2018 года федеральный бюджет исполнен с профицитом в сумме 1 974 279,3 млн. рублей.
Основные показатели доходов федерального бюджета за 2019 год
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ утверждены доходы федерального бюджета на 2019 год в сумме 19 969 337,0 млн. рублей (18,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 8 298 248,9 млн. рублей (7,8% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 11 671 088,1 млн. рублей (11,0% к ВВП).
Прогноз доходов федерального бюджета в течение 2019 года дважды пересматривался с учетом динамики их поступлений, отклонения фактических значений показателей социально-экономического развития от прогнозных, а также на фоне отдельных изменений налогового законодательства и иных факторов.
Существенное снижение цены на нефть в конце 2018 года, снижение объемов экспорта, а также уточнение параметров "налогового маневра" в нефтегазовой отрасли (Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"), влияние которых на доходы было частично компенсировано ростом курса доллара США по отношению к рублю и цен на газ, уменьшили поступление нефтегазовых доходов в начале 2019 года и привели к снижению оценки их поступления в Федеральном законе от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ относительно прогноза, положенного в основу Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ, на 58 749,5 млн. рублей (0,7%).
Вместе с тем оценка поступления ненефтегазовых доходов в Федеральном законе от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ увеличена относительно прогноза, положенного в основу Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ, на 264 362,2 млн. рублей (2,3%), на фоне роста поступлений доходов, связанных с внутренним производством, в том числе с учетом положительной экономической динамики в конце 2018 года.
На соответствующее изменение оценки поступлений нефтегазовых доходов (снижение на 398 471,8 млн. рублей относительно Федерального закона от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ) оказали влияние снижение цены на нефть (с июня) и газ (с мая) 2019 года, уточнение показателей прогноза социально-экономического развития в части объемов добычи нефти (в том числе изменений ее структуры на фоне перехода части месторождений на режим уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД), введенный с начала 2019 года), экспорта и переработки углеводородного сырья, а также дополнительное уточнение параметров "налогового маневра" в нефтяной отрасли в части изменения с 1 июля 2019 года порядка расчета демпфирующей компоненты (Кдемп) акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, частично компенсированное повышением с 1 октября 2019 года ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче нефти (повышение коэффициента Кабдт) в соответствии с Федеральным законом от 30 июля 2019 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Вместе с тем рост курса доллара США по отношению к рублю положительно сказался на оценке поступления нефтегазовых доходов.
Фактическое поступление доходов федерального бюджета по итогам 2019 года составило 20 188 796,8 млн. рублей (18,3% к ВВП), что на 218 517,1 млн. рублей (на 1,1%) больше оценки, предусмотренной Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ.
Нефтегазовые доходы поступили в сумме 7 924 250,8 млн. рублей ненефтегазовые доходы - 12 264 546,0 млн. рублей.
При этом поступления в федеральный бюджет налоговых доходов превысили прогноз на 79 168,0 млн. рублей (на 0,5%) и составили 15 167 906,6 млн. рублей (75,1% от общего объема доходов), а неналоговые доходы превысили прогноз на 133 417,0 млн. рублей (на 2,8%) и составили 4 947 721,8 млн. рублей (24,5% от общего объема доходов). Безвозмездные поступления составили 73 168,4 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов занимают НДПИ - 39,7% и НДС - 46,8% (в том числе внутренний - 28,1%, ввозной - 18,7%). Доля налога на прибыль составила 7,8%, акцизов - 6,8%.
Основную долю неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (61,0%), из них: вывозные таможенные пошлины - 46,3%, ввозные таможенные пошлины - 14,4 процента.
Поступление в федеральный бюджет нефтегазовых доходов за 2019 год превысило уточненный прогноз на 83 223,2 млн. рублей. Указанное превышение связано с отклонением фактических значений показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных. Мировая цена на нефть марки "Юралс" на 1,6 доллара США/баррель превысила прогнозируемое значение - 62,2 доллара США/баррель и достигла 63,8 доллара США/баррель. При этом курс доллара США по отношению к рублю снизился на 0,7 рубля по сравнению с его прогнозными значениями и составил 64,7 рубля за доллар США при 65,4 рубля за доллар США, учтенных в прогнозе. Существенное влияние на поступление нефтегазовых доходов оказали изменения объемов и структуры добычи и экспорта углеводородного сырья.
В результате превышения ценой на нефть базового уровня были сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 2 956 827,9 млн. рублей. В соответствии с "бюджетным правилом" дополнительные нефтегазовые доходы ежемесячно направлялись на покупку иностранной валюты, а затем будут перечислены в ФНБ.
Динамика нефтегазовых доходов в период с 2015 по 2019 год в целом соответствует траектории цен на углеводородное сырье и курса рубля по отношению к доллару США. На динамику и структуру нефтегазовых доходов также оказало влияние поэтапное завершение "налогового маневра" в нефтяной отрасли, введение режима НДД с 1 января 2019 года, а также расширение льготирования добычи углеводородов.
С учетом указанных факторов доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде сократилась с 42,9% в 2015 году до 39,3% в 2019 году
Расходы федерального бюджета за 2019 год
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ утвержден объем расходов федерального бюджета на 2019 год в сумме 18 037 246,1 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2020 года исполнение расходов федерального бюджета составило 18 214 517,5 млн. рублей.
В соответствии с Перечнем государственных программ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, государственные программы сгруппированы по 5 основным направлениям: "Новое качество жизни", "Инновационное развитие и модернизация экономики", "Обеспечение национальной безопасности", "Сбалансированное региональное развитие" и "Эффективное государство".
Ответственным за рассмотрение в Государственной Думе государственных программ Российской Федерации N 22. "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" и N 30 "Развитие энергетики", входящих в состав направления "Инновационное развитие и модернизация экономики", определен Комитет Государственной Думы по энергетике.
Государственная программа "Развитие энергетики"
28 марта 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 335 в государственную программу Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" внесены существенные изменения. Государственная программа получила новое наименование "Развитие энергетики", а срок реализации продлен на период до 2024 года. Ответственным исполнителем ГП-30 является Минэнерго России, участником - Минпромторг России.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие энергетики" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 15 957,3 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
Таблица 106
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
15 957,3 |
15 948,7 |
(+) 2 670,8 |
(+) 2 362,1 |
(+) 308,7 |
18 619,5 |
(+) 2 662,2 |
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 18 419,7 млн. рублей или 98,9% к уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие энергетики" составили капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации.
В разрезе подпрограмм и основных мероприятий исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие энергетики" в 2019 году характеризуется следующими данными:
Таблица 107
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Государственная программа "Развитие энергетики" |
15 948,7 |
18 619,5 |
18 419,7 |
115,5 |
98,9 |
-199,8 |
Подпрограмма "Развитие и модернизация электроэнергетики" |
8 825,1 |
11 185,5 |
11 185,5 |
126,7 |
100,0 |
0,0 |
Основное мероприятие "Модернизация и новое строительство электросетевых объектов" |
4 000,0 |
7 000,0 |
7 000,0 |
в 1,8 раза |
100,0 |
0,0 |
Основное мероприятие "Возмещение территориальным сетевым организациям недополученных доходов, вызванных установлением экономически необоснованных тарифных решений" |
4 825,1 |
4 185,5 |
4 185,5 |
86,7 |
100,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности" |
4 595,8 |
4 624,0 |
4 555,3 |
99,1 |
98,5 |
-68,7 |
Основное мероприятие "Реструктуризация угольной промышленности" |
4 595,8 |
4 624,0 |
4 555,3 |
99,1 |
98,5 |
-68,7 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" |
2 527,9 |
2 810,0 |
2 678,9 |
106,0 |
95,3 |
-131,1 |
Основное мероприятие "Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса" |
156,2 |
156,2 |
97,9 |
62,7 |
62,7 |
-58,2 |
Основное мероприятие "Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы" |
2 235,5 |
2 517,7 |
2 445,0 |
109,4 |
97,1 |
-72,7 |
Основное мероприятие "Развитие международного сотрудничества" |
136,2 |
136,2 |
136,0 |
99,9 |
99,9 |
-0,2 |
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе обусловлен следующими основными причинами:
перенос срока начала эксплуатации государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса с июля на октябрь 2019 года;
отмена части конкурсов, на основании переноса сроков завершения реконструкции здания по улице Большая Пироговская, д. 23, строение 2;
экономия при проведении конкурсных процедур на закупку товаров, работ (услуг) для государственных нужд;
поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов;
возмещение командировочных расходов, производимых на основании представленных авансовых отчетов;
снижение численности получателей пайкового угля в связи естественной убылью и улучшением жилищных условий (без использования угля);
заявительный характер выплат и пособий.
Государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (далее - Госпрограмма N 22, ГП-22) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 г. N 506-12 в редакции постановлений от 28.03.2017 г. N 344-11, от 16.10.2017 г. N 1255-50, от 17.03.2018 г. N 298-8, от 03.11.2018 г. N 1328-53, от 05.02.2019 г. N 82. Срок реализации 2012 - 2020 годы. Ответственным исполнителем ГП-22 является государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
На Госпрограмму N 22 в 2019 году было предусмотрено бюджетных ассигнований в объеме 66 219,3 израсходованный объем в отчетном году за счет средств федерального бюджета - 60 400,2 млрд рублей, что составляет 91,2% от утвержденных бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной росписью по состоянию на 01.01.2020.
Общая оценка эффективности Программы "РАЭПК" составила 99,73% 2, в том числе по открытой части федерального бюджета - 99,82%.
Основные итоги реализации госпрограммы N 22 за 2019 год следующие.
Выработка электроэнергии на АЭС за 2019 год составила 208,78 млрд кВт·ч., осуществлен ввод в эксплуатацию энергоблок N 2 Нововоронежской АЭС-2. В течение 2019 года велось сооружение 4 энергоблоков АЭС, а также плавучей атомной теплоэлектростанции ПАТЭС. В 2019 году осуществлена транспортировка плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" к месту будущей эксплуатации в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в г. Певек Чукотского автономного округа. Также велось сооружение АЭС "Аккую" в Турецкой Республике.
Реализованы в полном объеме мероприятия, направленные на обеспечение ядерной и радиационной безопасности при хранении накопленных радиоактивных отходов, а также сбор и дальнейшее обращение с радиоактивными отходами и отработавшими источниками ионизирующего излучения, поступившими от федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий.
В отчетном году успешно продолжалась реализация федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года".
В 2019 году по результатам работы научно-технического комплекса атомной отрасли предприняты действия по обеспечению правовой охраной на территории иностранных государств 439 результатов интеллектуальной деятельности, созданных в интересах развития атомного энергопромышленного комплекса (всего начиная с 2011 года - 1778 результатов интеллектуальной деятельности).
За период 2011 - 2019 годов созданы 23 технологии (зарегистрированных ноу-хау), используемых в проекте ИТЭР, в том числе 1 технология в 2019 году, которая используется для изготовления биметаллических элементов первой стенки.
В полном объеме перечислены денежные взносы в рамках участия Российской Федерации в реализации международных проектов (ИТЭР, ФАИР) и деятельности международных организаций (АЯЭ ОЭСР, МАГАТЭ).
Возложенные на Госкорпорацию "Росатом" государственные полномочия и функции в отчетном периоде были выполнены в полном объеме.
Обеспечено продолжение строительства в АО "Балтийский завод" головного, первого и второго серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. 25.05.2019 осуществлен спуск на воду второго серийного атомного ледокола "Урал" проекта 22220 в Санкт-Петербурге.
Обеспечено выполнение мероприятий федерального проекта "Северный морской путь" в соответствии с установленными сроками и в пределах объемов их финансирования.
Приняты постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 514 "О предоставлении из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений в строительство третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220" и от 27.07.2019 N 965 "Об осуществлении бюджетных инвестиций за счет средств федерального бюджета в строительство объекта "Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата "Утренний".
В Госкорпорации "Росатом" реализуется долгосрочный проект "Прорыв", направленный на создание реакторов на быстрых нейтронах и замыкание ядерного топливного цикла. Реализация проекта позволит создать технологии, которые решат проблему радиоактивных отходов и повысят экономическую эффективность атомных станций. Конечной целью строительства быстрых реакторов станет создание двухкомпонентной ядерной энергосистемы с замкнутым топливным циклом, в которой энергоблоки с реакторами ВВЭР на тепловых нейтронах, составляющие основу мировой атомной энергетики, будут эксплуатироваться совместно с энергоблоками с реакторами на быстрых нейтронах. В результате атомная энергетика перейдет к циклической экономике, отвечающей принципам и задачам устойчивого развития.
В целях приведения параметров государственной программы к федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и на основании поручений Правительства Российской Федерации в 2019 году был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменении в государственную программу и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 N 289-13 была утверждена госпрограмма N 22 в новой редакции.
В тоже время Комитет по энергетике отмечает, что отсутствие такого важнейшего элемента работы с годовой отчетностью, как официального заключения Счетной палаты Российской Федерации, существенно снижает возможность для содержательной работы над бюджетной отчетностью, в части рассмотрения вопросов эффективности использования бюджетных ассигнований и достижения целевых показателей, утвержденных в рассматриваемых государственных программах Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении и в целом.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
------------------------------
1 здесь и далее - Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ в редакции Федерального закона от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ и Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ.
2 Оценка эффективности рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по оценке эффективности Программы "РАЭПК", утвержденными приказом Госкорпорации "Росатом" от 09.06.2017 N 1/514-П-дсп в редакции приказа Госкорпорации "Росатом" от 18.02.2020 N 1/160-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.