Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 988493-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и сообщает следующее.
Законопроектом вносится изменение в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон N 1761-I) в части обеспечения жильем реабилитированных лиц и членов их семей в случае их возвращения в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.
Представленный законопроект внесен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 39-П по делу о проверке конституционности положения статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой (далее - Постановление Конституционного Суда N 39-П).
Конституционным Судом Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения статьи 13 Закона N 1761-I в той мере, в какой данная норма в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения реабилитированных лиц на место их проживания до применения к ним репрессий, препятствует возмещению вреда реабилитированным лицам.
В настоящее время статьей 13 Закона N 1761-I установлено, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными гражданами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Законопроектом в целях реализации Постановления Конституционного Суда N 39-П предусматривается, что в случае возвращения (при намерении возвратиться) на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации, независимо от срока проживания в местностях и населенных пунктах, в которые они возвращаются (намереваются возвратиться), места жительства, имущественного положения и наличия оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В этой связи следует обратить внимание, что ранее, до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), следуя из нормативного единства статей 13 и 17 Закона N 1761-I и пункта 7 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г. N 419 (утратило силу в 2005 году), реабилитированным лицам в случае их возвращения в местности и населенные пункты где они проживали до применения к ним репрессий, гарантировались постановка на учет для обеспечения жилой площадью и обеспечение жилой площадью в первоочередном порядке с последующим обязательным освобождением занимаемого жилья по прежнему месту жительства.
По мнению Комитета, предусматриваемое законопроектом обеспечение жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей без установления каких-либо обязательных требований (условий) их предоставления, может привести к ущемлению прав иных категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе малоимущих граждан, инвалидов, ветеранов боевых действий и др. (численность инвалидов не обеспеченных жильем по состоянию на 01.01.2020 г. составляет более 42 тыс. человек, численность ветеранов боевых действий не обеспеченных жильем, - более 14 тыс. человек).
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации установил, что правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, должно быть осуществлено исходя из баланса интересов всех категорий граждан, которые в силу соответствующих юридических оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями, включая условия и очередность их предоставления.
В резолютивной части Постановления Конституционного Суда N 39-П отмечается, что обеспечение конституционного баланса интересов всех категорий граждан, предполагает специальный подход к регулированию порядка обеспечения реабилитированных лиц жилыми помещениями, отвечающий принципу социальной справедливости в отношении всех других нуждающихся в жилье категорий граждан, имущественное положение которых не позволяет удовлетворить эту потребность самостоятельно.
Это в свою очередь не исключает возможности установить специальный порядок учета и определения дальнейшей судьбы имеющихся у реабилитированных лиц, за которыми признано право возвратиться для проживания на прежнее место жительства, жилых помещений в населенном пункте, в котором они проживали ранее. Как отмечалось выше, до принятия Федерального закона N 122-ФЗ на федеральном уровне было установлено требование обязательного освобождения занимаемого жилья по прежнему месту жительства.
При этом, исходя из того, что соответствующие правоотношения комплексно реализуются на территории всех субъектов Российской Федерации, их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельных регионов, а должно быть предусмотрено только федеральным законом.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект также отмечается, что из законопроекта не ясен порядок, согласно которому реабилитированные лица будут выражать свое намерение на возвращение, что свидетельствует о правовой неопределенности проектной нормы в этой части.
В заключении Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (комитет - соисполнитель) отмечается, что рассматриваемый законопроект не охватывает все замечания, высказанные Конституционным Судом Российской Федерации
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В то же время, установление приоритетного порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей может повлечь существенное увеличение числа граждан, которые должны быть обеспеченны жилыми помещениями по договорам социального найма, и как следствие, возникновение дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, Комитет считает, что рассматриваемый законопроект нуждается в доработке и рекомендует Правительству Российской Федерации доработать законопроект ко второму чтению с учетом приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанных замечаний Комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Комитет Совета Федерации по социальной политике в своем отзыве сообщает, что поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации по законопроекту замечаний не имеет.
На законопроект поступило 22 отзыва от законодательных (представительных) и 54 отзыва от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 62 их них выражается поддержка законопроекта, в 14 отзывах позиция не определена.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 988493-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.