Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22.07.2020 года (выписка из протокола N 277, п. 9) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 988493-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", внесенный Правительством Российской Федерации, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Как следует из пояснительной записки законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", пункта 3 статьи 7, пункта 5 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 8 и части 2 статьи 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой" (далее - Постановление N 39-П).
Принятый 18.10.1991 г. Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" содержал ряд специальных мер для восстановления прав детей, родившихся у репрессированных родителей в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении. Закон предусматривал, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья (статья 13).
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" внесены изменения, согласно которым в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями по правилам, предусмотренным законодательством субъектов Российской Федерации.
Меняя правовое регулирование установленного права, предложенные изменения не коснулись конкретных гарантий и механизмов, которые позволили бы реализовать предоставленное детям репрессированных право возвращаться в те местности, где проживали их родители.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривая в статье 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" широкие полномочия в регулировании указанных отношений субъектам Российской Федерации, федеральный законодатель упустил специальное предназначение соответствующего права, а также необходимость соблюдения признанного государством объема возмещения вреда реабилитированным лицам в жилищной сфере, что требовало установления правовых гарантий, задающих пределы правового регулирования субъектов Российской Федерации с сохранением преемственности ранее действовавшего и нового регулирования.
Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения на прежнее место жительства в город Москву детей, родившихся в обозначенных местах, чьи реабилитированные родители утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным.
До внесения соответствующих законодательных изменений принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями этой категории граждан в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которым указанные граждане принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями независимо от срока их проживания в местностях и населенных пунктах, в которые они возвращаются (намереваются возвратиться), места жительства, имущественного положения и наличия оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях. При этом, вопреки приведенным правовым позициям Конституционного Суда РФ, рассматриваемый законопроект фактически сохраняет действующее правовое регулирование, при котором субъекты Российской Федерации определяют и устанавливают порядок обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц.
В своем постановлении Конституционный Суд РФ указал, что соответствующие правоотношения (обеспечение жилыми помещениями граждан, указанной категории) комплексно реализуются на территории нескольких субъектов Российской Федерации, их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых субъектов Российской Федерации, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом.
Обеспечение конституционного баланса интересов рассматриваемых категорий граждан предполагает специальный подход к регулированию порядка обеспечения реабилитированных лиц жилыми помещениями, отвечающий принципу социальной справедливости в отношении всех других нуждающихся в жилье категорий граждан, имущественное положение которых не позволяет удовлетворить эту потребность самостоятельно.
Это, в свою очередь, не исключает возможности установить специальный порядок учета и определения дальнейшей судьбы имеющихся у реабилитированных лиц, за которыми признано право возвратиться для проживания на прежнее место жительства, жилых помещений в населенном пункте, в котором они проживали ранее (в том числе путем закрепления условий его осуществления применительно к тем или иным фактическим обстоятельствам).
Законопроект положений о приоритетном порядке обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц не содержит, а учитывая их преклонный возраст, то реализовать им свое право в порядке общей очереди не представляется возможным.
Таким образом, рассматриваемый законопроект не охватывает все замечания, высказанные Конституционным Судом РФ.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.