Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел материалы проекта федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенного Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение расходов федерального бюджета и результаты достижения установленных целевых показателей (индикаторов) по государственным программам Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов является ответственным за рассмотрение следующих государственных программ Российской Федерации: "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, "Содействие занятости населения".
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) на реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан" (далее - госпрограмма) бюджетные ассигнования на 2019 год первоначально утверждены в сумме 1 376 055,5 млн. рублей, с учетом изменений в указанный Федеральный закон, - в сумме 1 360 421,5 млн. рублей.
В соответствии с уточненной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2020 года бюджетные назначения составили 1 334 432,9 млн. рублей.
Исполнение бюджетных назначений составило 1 321 671,9 млн. рублей, или 99,0 процента к уточненной росписи.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов по госпрограмме характеризуется следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон (с изменениями) |
Уточненная бюджетная роспись |
Исполнение |
Отклонение от уточненной росписи (+/-) |
% исполнения к: |
|
Федеральному закону (с изменениями) |
уточненной бюджетной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
1 360 421,5 |
1 334 432,9 |
1 321 671,9 |
- 12 761,1 |
97,2 |
99,0 |
Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
828 029,7 |
800 674,1 |
792 471,0 |
- 8 203,1 |
95,7 |
99,0 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
139,5 |
224,7 |
215,6 |
- 9,1 |
в 1,6 раза |
95,9 |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
520 857,4 |
521 779,2 |
517 438,6 |
- 4 340,6 |
99,3 |
99,2 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1 533,9 |
1 533,9 |
1 533,9 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Старшее поколение" |
9 847,3 |
10 207,2 |
10 000,2 |
- 207,0 |
101,6 |
98,0 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
13,8 |
13,8 |
12,7 |
- 1,2 |
91,6 |
91,6 |
Следует обратить внимание, что бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в 2019 году в соответствии с уточненной росписью были уменьшены на 41,6 млрд. рублей, или на 3,2 процента к назначениям, первоначально установленным Федеральным законом N 459-ФЗ, а исполнение бюджетных назначений к первоначально установленным по итогам года составило 96,0 процента, с уменьшением на 54,7 млрд. рублей. Отклонение исполнения бюджетных назначений от уточненной росписи по госпрограмме составило 12,7 млрд. рублей.
Основное уменьшение бюджетных назначений произошло по подпрограмме "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан". Согласно уточненной росписи бюджетные ассигнования по подпрограмме были уменьшены на 33,9 млрд. рублей, или на 4,1 процента к назначениям, первоначально установленным Федеральным законом N 459-ФЗ, а исполнение бюджетных назначений к первоначально установленным по итогам года составило 94,9 процента, с уменьшением на 42,1 млрд. рублей. Отклонение исполнения бюджетных назначений от уточненной росписи по госпрограмме составило 8,2 млрд. рублей.
Аналогичная существенная корректировка по уменьшению бюджетных назначений на реализацию госпрограммы осуществлялась и в предыдущие бюджетные периоды.
Бюджетные ассигнования, уменьшенные по госпрограмме в рамках исполнения федерального бюджета соответствующего бюджетного периода, затем перераспределяются на другие статьи расходов, в основном не имеющим отношения к расходам социального назначения.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной госпрограмме обусловлен следующими основными причинами:
заявительный принцип расходов на обеспечение выплат пособий и компенсаций;
уточнение численности получателей отдельных пособий и компенсаций в течение года;
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур;
оплата работ, услуг на основании актов выполненных работ;
курсовая разница;
перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В то же время, комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость более выверенного планирования расходов федерального бюджета на реализацию госпрограммы "Социальная поддержка граждан" в целом, и в особенности подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", в рамках которой более 99 процентов составляют расходы на исполнение публичных нормативных обязательств в части социальных выплат и пособий.
Согласно сведениям Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Сводный доклад), по итогам реализации госпрограммы в 2019 году достигнуты следующие результаты.
Из 43 целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и ее подпрограмм по 29 показателям были предусмотрены плановые значения на 2019 год.
Отмечается, что степень достижения показателей уровня госпрограммы составила 100,0 процентов, степень достижения показателей уровня подпрограмм - 87,0 процентов.
Из 27 показателей (индикаторов) подпрограмм не были достигнуты плановые значения по 7 из них (25,9 процента от запланированных).
По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности реализации госпрограммы в 2019 году составляет 97,6 процента, что соответствует уровню "Высокая степень эффективности реализации государственной программы" (в 2018 году - 99,0 процента).
2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
Федеральным законом N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (далее - госпрограмма) бюджетные ассигнования на 2019 год первоначально утверждены в сумме 53 799,2 млн. рублей млн. рублей, с учетом изменений в указанный Федеральный закон, - в сумме 54 341,9 млн. рублей. В соответствии с уточненной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2019 года бюджетные назначения составили 54 388,5 млн. рублей.
Исполнение бюджетных назначений составило 54 056,4 млн. рублей, или 99,4 процента к уточненной росписи.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов по госпрограмме характеризуется следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон (с изменениями) |
Уточненная бюджетная роспись |
Исполнение |
Отклонение от уточненной росписи (+/-) |
% исполнения к: |
|
Федеральному закону (с изменениями) |
уточненной бюджетной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы |
54 341,9 |
54 388,5 |
54 056,4 |
- 332,0 |
99,5 |
99,4 |
Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
1 087,0 |
1 087,0 |
1 081,7 |
- 5,3 |
99,5 |
99,5 |
Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" |
35 145,4 |
35 156,7 |
35 068,7 |
- 87,9 |
99,8 |
99,7 |
Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы" |
18 109,5 |
18 144,8 |
17 905,9 |
- 238,8 |
92,1 |
100,0 |
Согласно пояснительной записке, сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной госпрограмме обусловлен следующими основными причинами:
заявительный характер выплат пособий и компенсаций инвалидам и другим маломобильным группам населения;
оплата работ, услуг на основании актов выполненных работ;
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур.
Согласно сведениям Сводного доклада, по итогам реализации госпрограммы в 2019 году достигнуты следующие результаты.
Из 59 показателей (индикаторов) госпрограммы и ее подпрограмм плановые значения предусмотрены по 47 из них.
Отмечается, что степень достижения показателей уровня госпрограммы составила 97,6 процента, степень достижения показателей уровня подпрограмм составила 92,7 процента.
Не были достигнуты плановые значения по 10 показателям (21,2 процента от запланированных).
По оценке Минэкономразвития России степень эффективности реализации госпрограммы в 2019 году составила 96,2 процента, что соответствует уровню "Высокая степень эффективности реализации государственной программы Российской Федерации" (в 2018 году - 97,1 процента).
3. Государственная программа "Содействие занятости населения"
Федеральным законом N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Содействие занятости населения" (далее - госпрограмма) бюджетные ассигнования на 2019 год первоначально утверждены в сумме 65 510,7 млн. рублей, с учетом изменений в указанный Федеральный закон, - в сумме 64 535,3 млн. рублей.
В соответствии с уточненной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2019 года бюджетные назначения были установлены в сумме 65 036,5 млн. рублей.
Исполнение бюджетных назначений составило 63 657,9 млн. рублей, или 97,9 процента к уточненной росписи.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов по госпрограмме характеризуется следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон (с изменениями) |
Уточненная бюджетная роспись |
Исполнение |
Отклонение от уточненной росписи (+/-) |
% исполнения к: |
|
Федеральному закону (с изменениями) |
уточненной бюджетной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа "Содействие занятости населения" |
64 535,3 |
65 036,5 |
63 657,9 |
- 1 378,6 |
98,6 |
97,9 |
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
60 291,5 |
60 119,0 |
59 003,2 |
- 1 115,8 |
97,9 |
98,1 |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда" |
4 181,4 |
4 855,1 |
4 592,3 |
- 262,8 |
109,8 |
94,6 |
Подпрограмма "Безопасный труд" |
62,4 |
62,4 |
62,4 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
В разрезе основных мероприятий госпрограммы (включая отдельные целевые статьи и виды расходов) следует отметить низкое исполнение расходов по следующим из них:
млн. рублей | ||||
Наименование |
Федеральный закон (с изменениями) |
Уточненная бюджетная роспись |
Исполнение |
Процент исполнения к уточненной бюджетной росписи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основное мероприятие "Реализация мероприятий активной политики занятости населения, включая мероприятия по развитию трудовой мобильности" |
582,7 |
645,9 |
588,2 |
91,1 |
Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда " |
2 165,2 |
2 165,2 |
1 852,5 |
85,6 |
Федеральный проект "Старшее поколение" |
5 000,0 |
4 764,3 |
4 105,5 |
86,2 |
Согласно пояснительной записке, сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной госпрограмме обусловлен следующими основными причинами:
заявительный характер выплат пособий и компенсаций безработным гражданам;
предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур;
оплата работ, услуг на основании актов выполненных работ.
Согласно сведениям Сводного доклада, по итогам реализации госпрограммы в 2019 году достигнуты следующие результаты.
Из 41 показателя (индикаторов) госпрограммы и ее подпрограмм плановые значения предусмотрены по 34 из них.
Отмечается, что степень достижения показателей уровня госпрограммы составила 89,2 процента, степень достижения показателей уровня подпрограмм - 93,2 процента.
Не были достигнуты плановые значения по 7 показателям (индикаторам) (20,5 процента от запланированных).
По оценке Минэкономразвития России степень эффективности реализации госпрограммы в 2019 году составляет 87,4 процента, что соответствует уровню "Эффективность реализации выше среднего уровня" (в 2017 году - 94,1 процента).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1020025-7-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год" в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.