Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Проект составлен в соответствии с требованиями статьи 264.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает утверждение отчета об исполнении федерального бюджета за 2019 год.
По своему содержанию проект федерального закона включает следующие данные:
1) доходы федерального бюджета за 2019 год по кодам классификации доходов бюджетов;
2) расходы федерального бюджета за 2019 год по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;
3) расходы федерального бюджета за 2019 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
4) источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2019 год по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Вступление в силу федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, о чем свидетельствует финансово-экономическое обоснование к законопроекту.
В тексте законопроекта предлагается утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 год:
- по доходам в сумме 20 трлн. 188 млрд. 796 млн. 808,5 тыс. рублей,
- по расходам в сумме 18 трлн. 214 млрд. 517 млн. 482,9 тыс. рублей,
- с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме -1 трлн. 974 млрд. 279 млн. 325,6 тыс. рублей.
Отмечаем, что в 2018 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 2 трлн. 741 млрд. 366 млн. 321,6 тыс. рублей.
Необходимо также отметить, что расходы федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета.
Соответственно, к ведению Комитета относятся положения различных госпрограмм, их подпрограмм и непрограммных направлений, а также разделов, подразделов бюджета и национальных проектов.
В первую очередь, Комитет является соисполнителем по Государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (03).
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан" были утверждены на 2019 год в сумме 1 трлн. 360 млрд. 421,5 млн. рублей.
Исполнение бюджетных назначений составило 1 трлн. 321 млрд. 671,9 млн. рублей или 97,2% к параметрам закона (99,0% к уточненной росписи).
Следует отметить, что непосредственно в ведении Комитета находится Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (03 033).
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2017 год | |||||
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
1 317 807,8 |
1 282 189,0 |
1 272 167,7 |
95,6% |
99,2% |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
455 154,8 |
453 315,3 |
450 919,9 |
99,1% |
99,5% |
2018 год | |||||
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
1 304 815,8 |
1 288 556,2 |
1 275 922,2 |
97,8% |
99,0% |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
462 652,0 |
481 952,7 |
476 174,5 |
102,9% |
98,8% |
2019 год | |||||
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
1 360 421,5 |
1 334 432,9 |
1 321 671,9 |
97,2% |
99,0% |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
520 857,4 |
521 779,2 |
517 438,5 |
99,3% |
99,2% |
На основании рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что объем бюджетных ассигнований по подпрограмме в 2019 году (517, 4 млрд. руб.) значительно выше объема средств, направленных на ее исполнение в 2018 году (476, 2 млрд. руб.). При этом исполнение в 2019 году в процентном выражении стало несколько ниже, чем в 2018 году (99,3% против 102,9% к объемам, предусмотренным в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год). Процентное отношение исполнения к бюджетной росписи в 2019 году составило 99,0%. Такое же исполнение отмечалось в 2018 году.
Таким образом, в процессе исполнения бюджета в 2019 году на реализацию Подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" направлен объем бюджетных ассигнований на 3, 4 млрд. руб. меньше запланированного.
При рассмотрении исполнения бюджета в части реализации подпрограммы также отмечаем следующее.
В сфере ипотечного жилищного кредитования реализован комплекс мер, обеспечивших поддержку граждан по следующим направлениям:
- субсидирование процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам до 6% для семей с двумя и более детьми (по итогам года 42 726 семей получили льготные кредиты, профинансировано строительство порядка 1,6 млн. кв. метров жилья в новостройках);
- выплата в размере 450 тыс. рублей на цели погашения обязательств по ипотечным кредитам семьям при рождении у них после 1 января 2019 года третьего ребенка или последующих детей (по итогам года выплата осуществлена 22 921 семье).
В рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей 16 тысяч семей получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Увеличены на 6 млрд. рублей бюджетные ассигнования на предоставление акционерному обществу "ДОМ.РФ" субсидий на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. N 2978-р).
Предоставление субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей осуществляется под фактическую потребность.
Кроме того, в рамках данной государственной программы в 2019 году осуществлялась реализация мероприятий национального проекта "Демография" по достижению демографических целей.
В 2018 году Президент Российской Федерации в своем Указе от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года в целях обеспечения устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации" ввел новый механизм государственной поддержки семей с детьми. Это - национальные проекты. В рамках исполнения названного Указа протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10 утвержден паспорт национального проекта Демография. Одной из целей национального проекта Демография является увеличение к 2024 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 на одну женщину.
В части реализации подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" исполнение в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. руб. | |||||
Наименование |
Федеральный закон |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей", из них: |
520 857,4 |
521 779,2 |
517 438,5 |
99,3% |
99,2% |
Основное мероприятие "Оказание мер государственной поддержки в связи с беременностью и родами, а также гражданам, имеющим детей" |
84 688,50 |
82 102,2 |
81 116,8 |
95,8% |
98,8% |
Основное мероприятие "Обеспечение выплаты пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний" |
38,3 |
30,1 |
29,1 |
75,8% |
96,5% |
Основное мероприятие "Обеспечение выплаты ежемесячных пособий и пособий (компенсаций) на проведение летнего оздоровительного отдыха детям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти |
1 287,8 |
1 213,5 |
1 210,7 |
94,0% |
99,8% |
Основное мероприятие "Оказание социальной поддержки многодетным семьям" |
6,6 |
6,6 |
3,5 |
53,0% |
53,0% |
Основное мероприятие "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" |
18 472,9 |
18 914,0 |
18 301,3 |
99,1% |
96,8% |
Основное мероприятие "Оказание поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" |
855,0 |
855,0 |
855,0 |
100,0% |
100,0% |
Федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" |
415 508,0 |
418 657,8 |
415 922,2 |
100,1% |
99,3% |
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной государственной программе обусловлен следующими основными причинами:
- заявительный характер расходов на обеспечение выплат, пособий и компенсаций;
- уменьшение численности получателей отдельных пособий и компенсаций и др.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2019 году
млн. рублей | |||||
Наименование национального (федерального) проекта |
Федеральный закон |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Национальный проект "Демография" |
515 485,8 |
522 003,4 |
498 340,0 |
96,7% |
95,5% |
Федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" |
418 408,0 |
421 557,8 |
417 311,6 |
99,7% |
99,0% |
Федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" |
60 927,3 |
64 643,8 |
48 230,6 |
79,2% |
74,6% |
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта "Демография" в 2019 году составил 95,5%.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в 2019 году составил 99,0%. Неполное исполнение по федеральному проекту обусловлено заявительным характером выплат.
С 1 января 2019 года в рамках реализации национального проекта "Демография" за счет федерального бюджета, в частности, были реализованы следующие мероприятия:
- предоставление материнского (семейного) капитала - 325, 6 млрд. руб. (100%);
- ежемесячные выплаты при рождении первого ребенка - 50, 6 млрд. руб. (98,1%).
В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
- 298,8 тыс. впервые обратившихся семей получили ежемесячные выплаты на первого ребенка (планировалось - 237,7 тыс. семей);
- 108,8 тыс. семей получили ежемесячные выплаты на третьего или последующих детей (планировалось - 68,0 тыс. семей);
- 617,8 тыс. семей получили государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал (планировалось - 580 тыс. семей).
Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (пункт 4.2 статьи 132 и пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 2249-р) уменьшены на 9,4 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2019 г. N 743-р и N 744-р) увеличены на 3 млрд. 146,3 млн. рублей;
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте трех лет" в 2019 году составил 74,6%. Неполное исполнение по федеральному проекту обусловлено несвоевременной подготовкой проектной документации и несвоевременным заключением контрактов с генеральными подрядчиками, отказом ряда субъектов Российской Федерации от субсидии, а также экономией, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур. При этом необходимо отметить, что все остатки средств по данному мероприятию направлены на те же цели.
В рамках федерального проекта в 2019 году на условиях софинансирования создано 79,4 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (планировалось - 90,0 тыс. мест).
Резюмируя вышеизложенное, Комитет отмечает в целом высокий уровень кассового исполнения федерального бюджета за 2019 год в части реализации государственных программ и национальных проектов, касающихся направления средств федерального бюджета на реализацию мер государственной поддержки семей и детей.
По мнению Минфина России, социальные обязательства перед гражданами, направленные на поддержку семей с детьми, в 2019 году были выполнены в полном объеме. Комитет считает возможным согласиться с данной оценкой исполнения федерального бюджета в 2019 году.
Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка в 2019 году оказывалась 65 субъектам Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже 2.
По-прежнему сложно выявить закономерность в соотношении между исполнением бюджетных назначений и степенью достижений показателей государственных программ свидетельствует о фактическом отсутствии корреляции между расходами на конкретные мероприятия программ (подпрограмм) и достижениями показателей.
В частности, по итогам 2019 года, согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, в процессе реализации национального проекта "Демография" не были достигнуты плановые значения 10 из 27 показателей.
Так, например, по итогам исполнения федерального бюджета на 2019 год не были достигнуты такие плановые показатели, как "Увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет" и "Увеличение суммарного коэффициента рождаемости (до 1,7 детей на 1 женщину)".
Так, в 2019 году по данным Росстата фактическое значение ключевого показателя "Суммарный коэффициент рождаемости" составило 1,50 на одну женщину репродуктивного возраста (в 2018 году - 1,58), при целевом значении - повышение к 2019 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,63.
Кроме того, Счетная палата Российской Федерации сообщает, что не были достигнуты целевые показатели, касающиеся смертности и продолжительности жизни.
Комитет обращает внимание на необходимость эффективного использования выделяемых бюджетных средств и повышения качества планирования.
Одновременно следует отметить, что в целом объем расходов федерального бюджета на меры государственной поддержки семей и детей остается невысоким и не отвечающим социальной значимости направления.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.