Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1093499-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" разработан в целях обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства правовыми гарантиями на семейную жизнь со своими близкими родственниками - гражданами РФ, постоянно проживающими в РФ.
Законопроектом предлагается дополнить подпункт 7 пункта 1 статьи 7, пункт 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и подпункт 11 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" положениями, запрещающими распространения действия данных пунктов на иностранного гражданина, имеющего близкого родственника - гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Целесообразность внесения поправок в ФЗ N 114-ФЗ и ФЗ N 115-ФЗ обусловлена тем, что на сегодня действующим законодательством предусмотрены основания принятия органами МВД РФ решений в отношении иностранных граждан об аннулировании временного проживания, вида на жительство.
В качестве одного из таких оснований, является привлечение иностранного гражданина неоднократно (два и более раза) в течение одного года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершения административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (пункт 7 часть 1 статьи 7, пункт 7 часть 1 ст. 9 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и пр.).
Согласно положениям пункта 11 статьи 27 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в РФ может быть не разрешен если они неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;
При вынесении в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства решений о не разрешении въезда в РФ, уполномоченные органы не принимают во внимание то, что у иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ постоянно проживает семья, состоящая из граждан РФ. В таком случае применение решения о не разрешении въезда в РФ, может привести к нарушению семейный прав иностранного гражданина или лица без гражданства и членов его семьи.
О недопустимости нарушения семейных прав иностранных граждан и лиц без гражданства неоднократно упоминали высшие судебные инстанции. Так, к примеру, Верховный Суд Российской Федерации (Определение от 28.04.2018 г. по делу N 48-КГ18-6, Постановление от 13 марта 2017 г. по делу N 64-АД17-1, Определение от 26.04.2018 г. по делу N 48 кг-18-6 и т.д.), указал на то, что принятие ограничительных решений (аннулировании временного проживания, вида на жительство, не разрешении въезда в РФ) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не допустимо, в случае, если ранее совершенные иностранным гражданином правонарушения, не связаны с посягательством на национальную безопасность, общественный порядок, экономическое благосостояние страны, охрану здоровья, нравственность или защиту прав и свобод других лиц.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 марта 2006 г. N 55-0 указал, то, что уполномоченные органы при оценке совершенных иностранных гражданином или лицом без гражданства нарушений и принятии ограничительных мер воздействия (в том числе при принятии решения о не разрешении въезда в РФ), обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. В Постановлении от 17 февраля 2016 г. N 5-П, Конституционный Суд Российской Федерации, напомнил, что уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе и не разрешения въезда в Российскую Федерацию.
Однако вопреки разъяснениям высших судебных инстанций, уполномоченными органами при принятии решения о не разрешении выезда в РФ, не учитывается личность иностранного гражданина или лица без гражданства, а именно: наличие у него близких родственников - граждан РФ, с кем он постоянно проживает на территории РФ, в том числе ведет семейную жизнь. В таком случае, применение вышеуказанных положений, ведет к нарушению семейных прав иностранных граждан, ввиду того, что при исполнении принятых решений они обязаны временно покинуть территорию РФ. Причем, решения о не разрешении въезда в РФ принимается на длительные сроки невозможности въезда иностранного гражданина в РФ (в среднем от 3 до 10 лет). В таком ситуации, иностранные граждане и лица без гражданства, лишаются возможности вести семейную жизнь со своими близкими родственниками, заниматься воспитанием своих детей, содержать их за счет I полученных на территории РФ доходов.
Разработанный законопроект обеспечит охрану и защиту семейных ценностей иностранного гражданина, проживающего на территории РФ со своими близкими родственниками - гражданами РФ, а также снимет дополнительную нагрузку на суды, рассматривающие миграционные споры об оспаривании решений об аннулировании вида на жительство, разрешения на временное проживание, не разрешении въезда в РФ.
По данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ в 2019 году было выдворено свыше 800 тыс. мигрантов. Принятие законопроекта, позволит не допустить массовый отток трудовых мигрантов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.