Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1093689-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти"
Досье на проект федерального закона
Вопросы особой охраны памятников Великой Отечественной войны воинских захоронений, мемориальных сооружений или иных объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, являются важнейшим направлением государственной политики.
По итогам общероссийского голосования были одобрены изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Одним из наиболее значимых конституционных изменений является закрепление в Основном законе страны положения о том, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды, а умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
С целью обеспечения единства подходов, реальной наполненности содержанием имеющихся полномочий, важных для сохранения исторической Памяти, культурного и исторического наследия законопроектом предлагается конкретизировать порядок реализации уже существующих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В частности, в настоящее время существуют положения Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", определяющие в числе полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления популяризацию объектов культурного наследия. Кроме того, и действующим полномочием региональной власти является разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В действующем Федеральном законе "популяризация" упоминается почти 60 раз, прежде всего в рамках рассмотрения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, источников финансирования, в том числе программных мероприятий.
Согласно пункту 2 статьи 47.4 доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.
Следует отметить, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ решение вопросов, связанных с популяризацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
На реализацию указанных выше полномочий уже предусмотрены бюджетные средства.
Однако в законодательстве Российской Федерации не раскрывается понятие "популяризация памятников истории и культуры", а также перечень мероприятий, способствующих популяризации памятников истории и культуры, что, безусловно, требует конкретизации с целью обеспечения единства подходов и эффективного расходования уже предусмотренных бюджетных средств.
В ряде региональных актов предпринимается попытка определить понятие популяризации объектов культурного наследия, а также перечень мероприятий.
Очевидно, что в настоящее время наиболее эффективными практическими способами популяризации памятников истории и культуры, особенно среди подрастающего поколения, являются информационно-телекоммуникационные сети, цифровые технологии.
Учитывая, что Законом N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" уже определено, что на каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак, законопроектом определяется также возможность получения исторической справки об объекте через использование графических идентификаторов - QR-кодов, размещенных на информационных надписях, устанавливаемых на воинских захоронениях, мемориальных сооружениях и объектах, увековечивающих память погибших при защите Отечества.
В этой связи согласно законопроекту предлагается нанесение на памятники Великой Отечественной войны информационной надписи и обозначения, содержащее информацию о памятнике и позволяющее ознакомиться при помощи графического идентификатора - QR-кода с исторической справкой о событиях и лицах, в честь которых был установлен объект, а также с имеющимися документами и иной информацией (в том числе фото-, видеоматериалы и другие материалы). Это позволит прикоснуться к живой истории тех событий, узнать подробности того, что происходило в конкретном селе или городе, на каждой пяди земли, спасенной и сохраненной для будущих поколений.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на памятниках Великой Отечественной войны, в том числе порядок установки графических идентификаторов - QR-кодов, требования к содержанию этих информационных надписей и обозначений будет определяться Правительством Российской Федерации.
Очевидно, что предлагаемый законопроектом подход будет способствовать сохранению памяти о защитниках Отечества, обеспечению защиты исторической правды и недопущению умаления значения подвига нашего народа при защите Отечества, что прямо предусмотрено в Конституции Российской Федерации.
Данная информация будет также полезна для развития образовательной, культурно-просветительской и туристической сфер.
Это позволит создать удобный дополнительный мобильный формат распространения достоверной информации о значимых для нашей страны исторических событиях, в том числе среди иностранных туристов и за рубежом.
В настоящее время в статье 5 Закона N 4292-1 уже закреплено требование о составлении паспорта на каждое воинское захоронение.
Однако в законодательстве Российской Федерации никак не определен перечень требований к форме и содержанию, порядку оформления и выдаче таких паспортов.
В этой связи законопроект в развитие уже установленной обязанности о паспортизации таких захоронений уточняет нормы о порядке составления таких паспортов и их содержании.
В частности, законопроектом предусматривается, что форма паспорта, а также порядок его оформления и выдачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Особое значение для сохранения исторического наследия имеет положение законопроекта о том, что в обязательном порядке в паспорт воинского захоронения будет вноситься историческая справка, содержащая сведения о событиях и лицах, в честь которых был установлен объект, увековечивающий память погибших при защите Отечества, а также выписки из имеющихся документов и иная информация (в том числе фото-, видеоматериалы и другие материалы) о произошедших событиях и указанных лицах.
В целях реализации Поручения Президента Российской Федерации от 31 января 2019 г. об обеспечении внесения в законодательство изменений, направленных на установление полномочий субъектов Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
В частности, предлагается уточнить, что субъекты Российской Федерации содействуют работе по формированию поимённых списков погибших при защите Отечества и нанесению их имён на соответствующие мемориальные сооружения, а также осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом власти в целях организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений, а также других объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.
Кроме того, на региональные власти возлагается обязанность содействия общественным организациям, осуществляющим поисковую работу.
Уже сегодня регионы отвечают за обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия. Аналогичное полномочие для субъектов Российской Федерации предусматривается в отношении всех объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.
Корреспондирующие изменения также вносятся в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором в настоящее время даже не упомянуты уже установленные полномочия регионов в области сохранения и реставрации памятников Великой Отечественной войны.
Законопроект поддержан Минобороны России, Минкультуры России и Минюстом России.
Принятие законопроекта позволит сохранить и защитить историческую память, обеспечить преемственность поколений и сделать информацию о подвигах нашего народа открытой и доступной.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.