Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 983044-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
внесенный Законодательным Собранием Челябинской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 983044-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в абзацы третий и четвертый пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), наделяющим органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени работы объектов общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и расположенных в многоквартирных домах и (или) прилегающих к ним территориях.
Как следует из пояснительной записки, функционирование объектов общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) прилегающих к ним территориях, причиняют неудобства жителям домов, в которых данные объекты расположены, а в случае их круглосуточного режима работы создаются нетерпимые условия для проживающих граждан. Законопроект разработан в целях обеспечения общественного порядка, санитарного состояния подъездов, защиты прав граждан и обеспечения их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания, особенно в ночное время.
Комитет отмечает, что в соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом) и пр.
Комитет обращает внимание, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены меры, направленные на обеспечение общественного порядка. Такие меры предусмотрены статьей 213 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительные требования к соблюдению тишины и покоя могут быть установлены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в рамках действующего законодательства, в частности в рамках статей 11 и 12 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Вместе с тем, в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комитета, обеспечение общественного порядка в предприятиях общественного питания и на прилегающих к ним территориях обусловлено не столько установлением дополнительных запретов и ограничений на розничную продажу алкогольной продукции в указанных местах, сколько своевременным и неотвратимым применением соответствующих санкций за его нарушение.
Отмечаем также, что по различным экспертным оценкам в городах с населением до 500 тысяч человек от 60 до 75 процентов организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания располагаются на первых этажах многоквартирных домов. Установление дополнительных ограничений по времени и месту осуществления указанного вида деятельности может привести к сокращению объектов общественного питания, что негативно отразится на уровне предпринимательской активности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также будет способствовать росту теневого оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.
При этом субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Комитет обращает внимание, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ им устанавливаются правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. По мнению Комитета, ограничение времени работы объектов общественного питания, реализующих наряду с алкогольной продукцией и иные пищевые продукты, выходит за рамки правового регулирования Федерального закона N 171-ФЗ.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 983044-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.