Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 983044-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени работы объектов общественного питания),
внесенный Законодательным Собранием Челябинской области
(утв. решением Комитета от 15 сентября 2020 г. N 141/9)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 июля 2020 года (протокол N 277, пункт 30) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 983044-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени работы объектов общественного питания), внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 4.1 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) и наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени работы объектов общественного питания.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно проектируемым изменениям предлагается установить возможность установления законом субъекта Российской Федерации дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в части ограничения времени работы таких объектов. Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ не установлено каких-либо ограничений времени продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Так, в соответствии с абзацем первым пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую при оказании услуг общественного питания. Иные положения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ также не предусматривают каких-либо ограничений по времени в отношении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Тем самым, предлагаемая авторами законопроекта формулировка, устанавливающая "дополнительные ограничения времени работы объектов общественного питания", является некорректной и не соответствует действующим положениям Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, которые в настоящее время не содержат каких-либо общих ограничений времени работы таких объектов.
Кроме того следует отметить, что в случае принятия законопроекта в представленной редакции законом субъекта Российской Федерации можно будет вводить не предусмотренные положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Однако в соответствии с положениями пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом. В связи с чем, в случае принятия законопроекта в представленной редакции возникнет внутреннее противоречие статей Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, что недопустимо и может привести к различному его толкованию, как правоприменителями, так и надзорно-контролирующими органами.
Согласно пояснительной записке рассматриваемый законопроект разработан в целях обеспечения общественного порядка, защиты прав граждан и обеспечения их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания.
Однако, по мнению Комитета, введение дополнительных ограничений времени работы объектов общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не сможет в полной мере повлиять на обеспечение общественного порядка, защиту прав граждан и обеспечение их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания. В данном случае представляется целесообразным усиление контроля со стороны правоохранительных органов в отношении граждан, нарушающих общественный порядок, и применение к ним мер административного характера.
При этом разработчиком законопроекта не учитывается и то обстоятельство, что в соответствии с положениями пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Кроме того, при внесении в Государственную Думу законопроектов в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитетом неоднократно отмечалось, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены целым рядом полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако решение вопросов в указанной сфере деятельности до настоящего времени не отнесено пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
При этом перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.3 или в порядке, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи (пункт 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). Однако положениями законопроекта указанные требования федерального законодательства также не учтены.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений нецелесообразными и не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 983044-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени работы объектов общественного питания).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.