Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1035699-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(в части распространения экстерриториального принципа на регистрацию всех актов гражданского состояния и других изменений),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1035699-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях совершенствования порядка государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с пунктом 88 Плана законопроектной деятельности Минюста России, утвержденного распоряжением Минюста России от 1 марта 2019 года N 233-р.
Проект затрагивает различные вопросы регистрации актов гражданского состояния, в частности:
1. Проектом предлагается дополнить статью 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" положением, закрепляющим право заявителя на обращение в любой орган ЗАГС или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, независимо от места жительства заявителя и места наступления юридического факта.
В настоящее время в Федеральном законе закреплен традиционный территориальный принцип государственной регистрации актов гражданского состояния органами записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС). Рождение ребенка может быть зарегистрировано в органе ЗАГС по месту его рождения либо по месту жительства родителей, усыновление - по месту вынесения решения суда об усыновлении ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя), расторжение брака - по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака и т.п.
Иными словами, законопроектом предлагается закрепить экстерриториальный принцип регистрации всех актов гражданского состояния.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона работник органа ЗАГС или МФЦ не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер).
Законопроектом предлагается расширить сферу действия указанного запрета, распространив его на совершение иных юридически значимых действий, предусмотренных Федеральным законом.
3. Предлагается предусмотреть возможность определения нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации особенностей порядка государственной регистрации рождения и смерти без личного посещения заявителями органа ЗАГС (в форме электронных документов), а также направления сведений о государственной регистрации рождения и смерти в личные кабинеты заявителей на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
4. Законопроектом предусматривается новое положение о направлении оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) содержащихся в ЕГР ЗАГС сведений оператору в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации. Данное изменение производится в целях обеспечения реализации положений Федерального закона от 8 июня 2020 года N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
5. Закрепляется дополнение ранее составленной записи акта о расторжении брака сведениями о бывшем супруге, обратившемся в орган ЗАГС позже, вместо составления второй записи акта.
В настоящее время, если один из бывших супругов зарегистрировал расторжение брака в органе ЗАГС, а другой бывший супруг обращается в тот же орган ЗАГС позже, сведения об этом бывшем супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака. Таким образом, действующее регулирование допускает составление двух записей актов о расторжении брака в отношении одного и того же ранее заключенного брака.
Законопроектом ликвидируется это несоответствие.
6. Как показывает практика работы органов ЗАГС, доверенность в простой письменной форме, выдаваемая одним лицом другому лицу, для представительства в органе ЗАГС, как правило, не содержит полные сведения о бывшем супруге, которые необходимы для составления записи акта о расторжении брака.
В связи с этим, законопроектом предлагается в этом случае составлять нотариально удостоверенную доверенность.
7. Законопроектом предлагается установить новое правило, согласно которому в случае изменения по желанию усыновителей (усыновителя) на основании решения суда об усыновлении ребенка даты и (или) места рождения ребенка составляется новая запись акта о рождении.
8. Законопроектом вносятся иные изменения, в том числе юридико-технического характера, а также признаются утратившими силу отдельные положения, связанные с принятием данного законопроекта.
10. На стадии предварительного рассмотрения законопроекта к нему были высказаны отдельные замечания Правового управления аппарата Государственной Думы, которые могут быть устранены в рамках подготовки проекта ко второму чтению.
По мнению Комитета, принятие проекта является целесообразным и своевременным.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.