Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части обеспечения ускоренной реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда),
внесенный депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, С.А. Пахомовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части обеспечения ускоренной реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), внесенный депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, С.А. Пахомовым (далее - законопроект).
Перед гражданами Российской Федерации остро стоит проблема проживания в аварийном жилищном фонде, поскольку это ежедневно угрожает их жизни и здоровью.
По данным АИС "Реформа ЖКХ" на сегодняшний день в аварийном жилищном фонде проживает 1,13 млн. чел. С 2008 по 2018 годы расселено 1,032 млн. чел., в рамках программы 2019 - 2025 гг. должны быть расселены 630 тыс. чел.
Учитывая необходимость обеспечения безопасности граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, Президентом Российской Федерации поставлена задача по расширению перечня мер, направленных на ускоренную реализацию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (подпункт "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли от 16 апреля 2020 года (N Пр-699 от 22 апреля 2020 года).
В этой связи законопроектом предлагается:
1. Дополнить следующими функциями Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд):
1) функционирование и развитие информационной системы для получения актуальной, полной и достоверной информации об объектах и процессах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день АИС "Реформа ЖКХ" используется органами государственной власти, органами местного самоуправления, собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах. Этот информационный ресурс позволяет не только в режиме реального времени оценить состояние жилищного фонда, но и получить информацию о дальнейшем его использовании, Поэтому дальнейшее функционирование и развитие данной системы является крайне важным. Порядок мониторинга функционирования системы, состав и порядок использования содержащейся в ней информации предлагается определять подзаконным актом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, что позволит исключить дублирование и разночтения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и АИС "Реформа ЖКХ";
2) привлечение кредитных и иных заемных средств в целях предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на ускоренную реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. При этом на возврат или возмещение расходов по возврату этих средств и уплату процентов могут направляться дополнительные имущественные взносы Российской Федерации.
Учитывая, что на погашение кредитов, займов будут использованы средства федерального бюджета, направляемые в Фонд в виде имущественных взносов, представляется необходимым установить требования к получению соответствующих кредитных или заемных средств Фондом. В связи с чем, предлагается ко второму чтению дополнить законопроект положением о том, что требования к получению кредитных или заемных средств в целях предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на ускоренную реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Исключить положения о полностью реализованных региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, которым предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда, до 31 декабря 2013 года. При этом в годовой отчет Фонда предлагается включать отчет о результатах мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планов их реализации.
3. Исключить следующие условия предоставления финансовой поддержки Фонда, предъявляемые к субъектам Российской Федерации:
1) о наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
2) о наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих комплекс мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации.
Указанные условия исключаются, поскольку соответствующие нормативные правовые акты приняты в субъектах Российской Федерации.
4. Предоставить возможность для населенных пунктов, численность населения которых не превышает 30 тыс. чел., использования освободившегося земельного участка, на котором располагался многоквартирный дом, для индивидуального жилищного строительства или предоставления в собственность:
1) многодетным гражданам;
2) отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
5. Уточнить понятие "этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда". Согласно законопроекту под этапом программы понимается ее часть, которая соответствует размеру увеличения для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда начиная с 2019 года. Если такое увеличение не осуществляется, то этапом считается часть программы, которая соответствует размеру финансовой поддержки Фонда. При этом минимальный размер этапа предлагается определять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить соответствие общей площади расселяемого в рамках каждого этапа аварийного жилищного фонда сумме выделяемых в соответствующем году средств финансовой поддержки.
6. Установить возможность предоставления сверхлимитной финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет временно свободных средств Фонда или привлеченных кредитных, заемных средств.
Условием предоставления сверхлимитной финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда согласно законопроекту является завершение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной до 1 января 2019 года, и отсутствие неисполненных обязательств по возврату средств Фонда.
Указанная поддержка также может предоставляться, если субъект Российской Федерации примет на себя обязательства по досрочному завершению всех или части мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных программой, признанного таковым до 1 января 2017 года, пропорционально сумме предоставляемой сверхлимитной финансовой поддержки.
Если средства сверхлимитной финансовой поддержки не будут использованы в течение 6 месяцев, они подлежат возврату в Фонд. При этом указанные средства не подлежат перераспределению между другими субъектами Российской Федерации.
7. Исключить возможность определения получателем средств Фонда муниципальные образования, что позволяет унифицировать порядок перечисления средств Фонда на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
8. Установить положение, согласно которому уплата субъектом Российской Федерации штрафных санкций является самостоятельным основанием для возобновления предоставления Фондом финансовой поддержки.
9. Предоставить субъектам Российской Федерации права не возвращать в Фонд средства финансовой поддержки, предоставленные им на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Указанные средства должны быть использованы на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действие которых начинается после 1 января 2019 года.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части обеспечения ускоренной реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), внесенный депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, С.А. Пахомовым, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.