Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства",
внесенный депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым и др.
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", внесенный депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым и др. (далее - законопроект) и в пределах предметов ведения сообщается следующее.
Представленный законопроект разработан во исполнение подпункта "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли от 16 апреля 2020 года (N Пр-699 от 22 апреля 2020 года) и пункта 4 раздела 2 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года N 31 в целях расширения перечня мер, направленных на ускоренную реализацию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программы переселения), а также совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) финансовой поддержки на реализацию программ переселения.
Законопроектом предусмотрен ряд изменений в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), обеспечивающих дополнительные возможности ускоренного финансирования программ переселения, в частности:
1) дополнение функций Фонда функцией по привлечению кредитных и иных заемных средств в целях предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на ускоренную реализацию программ переселения;
2) дополнение части 5 статьи 19 Федерального закона N 185-ФЗ положением, предусматривающим возможность предоставления Фондом за счет временно свободных средств финансовой поддержки, а также привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств сверх установленного для субъекта Российской Федерации лимита средств на текущий год, но в пределах увеличения лимита средств на переселение в предстоящие годы до 2024 года включительно, который рассчитан для этого субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Законопроектом определяются особенности предоставления такой финансовой поддержки, в том числе особенности расчета суммы временно свободных средств, которые Фонд вправе использовать на предоставление субъектам Российской Федерации сверхлимитной финансовой поддержки.
Законопроектом также предусмотрен ряд изменений в статью 16 Федерального закона N 185-ФЗ, уточняющие, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения минимального размера этапа программы, и что эти требования распространяются не только на этап текущего года, но и в том числе на этапы будущих лет, а также уточняется понятие "этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда".
Законопроектом вносятся изменения в часть 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ, предусматривающие снятие ограничений на использование субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местного бюджета, полученных за счет иных источников. Данное изменение направлено на приведение части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ в соответствие с используемой в других статьях данного федерального закона терминологией, положениями пункта 12 части 1 статьи 14 и пункта 2 части 3 статьи 22 Федерального закона о Фонде, которые не предусматривают обязательного выделения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований на долевое финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и контроль со стороны Фонда за использованием таких средств долевого финансирования.
Законопроектом также предусмотрена возможность предоставления земельных участков, на которых ранее размещались многоквартирные дома, расселенные за счет средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, под индивидуальное строительство, в собственность бесплатно в населенных пунктах, численность населения которых не превышает 30 тысяч человек:
- гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет;
- отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрены ограничения по целям использования земельных участков под расселёнными многоквартирными домами, что направлено на достижение задачи обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В целях унификации порядка перечисления средств Фонда на реализацию региональных программ законопроектом исключается право субъекта Российской Федерации, закрепленное в части 3 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ, определять в качестве получателей средств Фонда муниципальные образования.
Согласно изменениям, вносимым законопроектом в часть 3 статьи 23 Федерального закона N 185-ФЗ, уплата субъектом Российской Федерации штрафных санкций, предусмотренных договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 185-ФЗ, является самостоятельным основанием для возобновления предоставления Фондом финансовой поддержки.
Комитетом отмечает, что обеспечение проживающих в муниципальных образованиях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством также входит в прямую компетенцию органов местного самоуправления в соответствии с нормами пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
С учетом необходимости решения проблемы расселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, проектируемые новеллы законопроекта, укрепляющие механизмы реализации адресных региональных программ в субъектах Российской Федерации, представляются целесообразными.
Вместе с тем, Комитет, в связи с высокой закредитованностью отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обращает внимание на необходимость проработки вопроса о дополнительных доходных источниках местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для наиболее эффективной реализации указанных программ.
На основе изложенного Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.