Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1001576-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) ряд изменений, в том числе направленных, как следует из пояснительной записки, на урегулирование вопросов, связанных с организацией медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов и медицинского освидетельствования членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, а также на создание системы мониторинга состояния здоровья указанных лиц.
Поскольку законопроектом затрагиваются отношения, регулируемые трудовым законодательством, следует учесть, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.
Предусмотренные проектом федерального закона нормы, в частности положения проектируемой статьи 53.1 ВК РФ, противоречат ТК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи "в целях определения годности членов летного экипажа ... проводится обязательное медицинское освидетельствование указанных лиц...". В соответствии с частью первой статьи 213 ТК РФ "работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры".
Таким образом, ТК РФ не установлено, что работники должны проходить обязательное медицинское освидетельствование. Кроме того, его проведение не предусмотрено и нормами статьи 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья). Работники в установленных ТК РФ и Федеральным законом об основах охраны здоровья случаях проходят только медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования (см., например, часть седьмую статьи 213 ТК РФ). В связи с этим положение пункта 5 проектируемой статьи 53.1 ВК РФ, согласно которому организация проведения соответствующих медицинских осмотров и обязательного медицинского освидетельствования возлагается на работодателя, также не соответствует нормам статьи 213 ТК РФ в части проведения обязательного медицинского освидетельствования.
Законопроектом предлагается дополнить ВК РФ статьей 53.2 "Автоматизированная централизованная база персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением". Отмечаем, что в соответствии со статьей 91 Федерального закона об основах охраны здоровья сбор, хранение, обработка и предоставление информации об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья допускаются только в указанных в данной норме информационных системах в сфере здравоохранения, возникает противоречие и с частью 1 статьи 13 Федерального закона об основах охраны здоровья, согласно которой "сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну", а также со статьей 11 Федерального закона "О транспортной безопасности", содержащей исчерпывающий перечень лиц, предоставляющих информацию о пассажирах и о персонале (экипаже) транспортных средств, и не предусматривающей передачу данных о результатах медицинского осмотра или обязательного медицинского освидетельствования.
Кроме того, обращаем внимание на необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации в области персональных данных (см., например, статьи 5, 6, 10 Федерального закона "О персональных данных"). В частности, в проектируемой статье не указаны цели обработки соответствующих персональных данных, не ясно, какие именно "сведения о результатах медицинских осмотров и обязательных медицинских освидетельствований" предлагается включать в проектируемую базу персональных данных и кому они могут быть предоставлены.
Требуют уточнения положения пункта 4 проектируемой статьи 53.1 ВК РФ о проведении предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушным движением в части указания на соответствующие состояния и заболевания (см. абзацы первый, шестой, седьмой указанного пункта). При этом положение, предусматривающее, что в случаях выявления по результатам медицинского осмотра признаков определенных состояний соответствующие лица отстраняются от работы и направляются на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), необходимо согласовать с положением, предусматривающим, что такие медицинские осмотры проводятся также в целях выявления признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей (абзацы седьмой и первый указанного пункта). В последнем случае не ясно, отстраняются ли данные работники от работы при выявлении таких признаков.
Кроме того, из проектируемой статьи 53.1 ВК РФ не ясно, будет ли порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования содержать требования к составу и квалификации членов центральной врачебно-летной экспертной комиссии, как утверждается персональный состав такой комиссии (см. приказ Минтранса России от 26 июня 2017 года N 241); о каких органах государственного контроля (надзора) идет речь (например, в пункте 1 статьи 12 ВК РФ предусмотрен государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства, в пункте 2 статьи 28 ВК РФ используется сокращенное наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области гражданской авиации, - "орган государственного надзора"). Также не ясно, чем отличаются признаки состояния опьянения от факта употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ (признаки состояния опьянения свидетельствуют о факте употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ), при этом нуждается в обосновании и уточнении положение о возможности употребления не только алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ, но и их метаболитов, поскольку метаболиты - это то, что образуется в процессе употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ. Полагаем необходимым исключить упоминание об "одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществах", указанные понятия не предусмотрены ни ТК РФ, ни Федеральным законом об основах охраны здоровья, ни Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах". В уточнении нуждается проектируемое положение о том, что предполетный (предсменный) медицинский осмотр не проводится в том числе "при выполнении...других полетов", поскольку носит неопределенный характер; не ясно, что понимается под "местностями", "отдаленными от основной базы", и каков порядок организации привлечения соответствующего медицинского работника.
В проектируемом пункте 1.3 статьи 53 ВК РФ указаны исключения в отношении членов летного экипажа определенных гражданских воздушных судов в части необходимости прохождения обязательного медицинского освидетельствования, в то время как в иных положениях законопроекта такие исключения отсутствуют (проектируемый пункт 3.2 статьи 52 ВК РФ и проектируемая статья 53.1 ВК РФ).
Положения проектируемого пункта 3.2 статьи 52 ВК РФ следует согласовать в части лиц, на которые они будут распространяться (в абзаце первом речь идет о "лице из числа специалистов авиационного персонала", а в подпункте 2 - об "указанном лице" и отдельно о "членах летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчерах управления воздушным движением", которые в соответствии с приказом Минтранса России от 4 августа 2015 года N 240 являются специалистами авиационного персонала). Кроме того, в случаях, указанных в подпункте 2 проектируемого пункта 3.2 статьи 52 ВК РФ, согласно статье 76 ТК РФ работники отстраняются от работы, а не подлежат увольнению, как предлагается установить законопроектом. Проектом федерального закона также не предусматривается случай невыполнения соответствующих обязательств со стороны работников по уважительным причинам.
Учитывая содержание изменяемой статьи 54 ВК РФ, перечисление в проектируемом пункте 10 указанной статьи программ обучения представляется избыточным. Также обращаем внимание на норму части 7 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой "при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности". В указанный перечень в том числе включены специальности "управление движением воздушного транспорта" и "эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения". Кроме того, отмечаем, что цель проведения обязательного медицинского освидетельствования, указанная в проектируемом пункте 10 статьи 54 ВК РФ, не соответствует целям, определенным в пункте 1 проектируемой статьи 53.1 ВК РФ.
Нуждается в уточнении терминология законопроекта. Например, следует соотнести формулировки "освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" и "медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", уточнить формулировки "по состоянию здоровья к выполнению работ" (в пункте 2 проектируемой статьи 53.1 ВК РФ данные слова дополнены словами "по соответствующим должностям"), "руководитель полетов (старший диспетчер)" (исходя из положений Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам", утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 года N 216, "руководитель полетов" и "старший диспетчер" являются разными специалистами), "выполнение работ (услуг)" (услуги оказываются), "лекарственные препараты" (в нормах Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" используется понятие "лекарственные препараты для медицинского применения").
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.