Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1040742-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс Российской Федерации",
внесенному сенаторами Российской Федерации А.В. Кутеповым, С.В. Мамедовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает, что в случае приватизации объектов культурного наследия путем продажи на торгах форма торгов определяется в зависимости от состояния объекта культурного наследия: объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, отчуждаются путем продажи на конкурсе; остальные объекты культурного наследия продаются на аукционе. Также допускается приватизация субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими объектов культурного наследия без проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Согласно предлагаемой редакции пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) приватизация объектов культурного наследия путем продажи на аукционе осуществляется при условии обременения объектов культурного наследия требованиями к их содержанию и использованию, сохранению таких объектов, обеспечению к ним доступа и размещению на них наружной рекламы. Данные положения проекта требуют соотнесения с положением пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 178-ФЗ, согласно которому на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Из содержания предлагаемой редакции пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 178-ФЗ следует, что в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, т.е. без проведения торгов при реализации субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемого им недвижимого имущества, могут приватизироваться и объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
В связи с этим обращаем внимание, что в предлагаемой редакции пунктов 4 и 5 статьи 29 Федерального закона N 178-ФЗ в отношении объекта культурного наследия, который находится в неудовлетворительном состоянии и приватизируется путем продажи на конкурсе, предусмотрено представление в соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом согласованной в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, содержащей перечень основных работ по сохранению объекта культурного наследия, которая включается в состав конкурсной документации и обязанность реализации которой в срок (не более семи лет) и в полном объеме относится к существенным условиям договора купли-продажи объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии. При этом земельный участок, на котором располагается отчуждаемый объект культурного наследия, не передается в собственность приобретателю одновременно с самим объектом культурного наследия, а предоставляется в аренду до выполнения условий конкурса. Кроме того, приобретателю объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, адресовано требование о предоставлении банковской гарантии исполнения им обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
Однако подобные требования не предъявляются законопроектом к договорам купли-продажи объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, который заключается в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ. Полагаем, что требования к обеспечению надлежащего проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, должны быть аналогичными независимо от того, в каком порядке осуществляется приватизация такого объекта - путем продажи на конкурсе или путем приобретения без проведения торгов в порядке реализации субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемого недвижимого имущества. Такой подход будет соответствовать принципу обеспечения физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 40 Федеральным законом N 73-ФЗ).
С учетом нового абзаца пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 73-ФЗ возникает вопрос, в каком порядке подлежат приватизации находящиеся в неудовлетворительном состоянии объекты культурного наследия, которые были предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду с установлением льготной арендной платы в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 73-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 73-ФЗ" следует читать "пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 178-ФЗ"
В предлагаемом подпункте 4 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации следует уточнить, что предусмотренное им положение касается только случаев приватизации объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, путем их продажи на конкурсе.
Положения законопроекта требуют внесения соответствующего изменения в пункт 12 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора в пределах сроков, установленных в пункте 8 данной статьи.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.