Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 987674-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(утв. решением Комитета от 25 ноября 2020 г. N 223/4)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 987674-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, А.Н. Изотовым, А.Б. Выборным, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
В настоящее время существенно развиваются электронные каналы заключения договоров страхования (электронные договоры ОСАГО, КАСКО и других массовых видов страхования), что существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем взаимодействие страховщика и страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя) после заключения договора страхования в виде электронного документа вызывает определенные сложности.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен осуществить не только сбор разнообразных справок и документов, но и предоставить их страховщику, как правило, на бумажных носителях лично или посредством почтовой связи. Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (абзац шестой пункта 1 статьи 12) прямо предусмотрено, что обмен необходимыми документами о страховом возмещении в электронной форме не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумажном носителе. Кроме того, названным Федеральным законом установлена обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество.
В отдельных случаях страхователь фактически не имеет возможности получить оперативное урегулирование убытка от своего страховщика, поскольку по договору страхования, заключенному с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оформить страховую выплату возможно только в офисе страховщика за несколько сотен километров от места постоянного проживания страхователя.
Отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные надзорные риски в добровольных видах страхования, что не способствует массовому переводу страховщиками процессов урегулирования убытков в этих видах полностью в электронную форму.
Таким образом, проблема повышения уровня цифрового взаимодействия между участниками страховых отношений является насущной. Для ее решения законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", федеральные законы "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", которыми:
исключается обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде;
устанавливается право потерпевшего осуществлять обмен необходимыми документами и информацией в электронной форме (в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг);
создаются условия получения страховщиками сведений об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий и иных страховых случаев из внешних источников в автоматизированном режиме, расширяется состав таких источников (для добровольных видов страхования) и повышается их значимость при рассмотрении вопроса о страховом возмещении;
Банк России наделяется полномочиями по установлению требований к обмену информацией и документами между потерпевшим и страховщиком в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика и обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.
Принятие законопроекта значительно повысит доступность страховых услуг и оперативность урегулирования убытков, позволит снизить издержки на заключение и обслуживание договоров страхования, сделает комфортным и оперативным общение потребителей страховых услуг и страховщиков.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что автоматизация предоставления страховых услуг должна строиться с особым вниманием к вопросам защиты проектируемых бизнес-процессов от мошенничества и злоупотреблений. В этой связи ко второму чтению в законопроекте следует более детально прописать порядок взаимодействия страховщиков с органами исполнительной власти, организациями и гражданами в части получения информации, связанной со страховыми случаями, а также порядок подтверждения волеизъявления страхователя (потерпевшего, застрахованного лица) при обмене информацией со страховщиком.
Статьей 3 законопроекта предлагается предусмотреть, что Единый портал государственных и муниципальных услуг может использоваться для предоставления отдельных видов услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, что не соответствует назначению данной информационной системы, определенному Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также дублирует функции единой системы идентификации и аутентификации, посредством которой может осуществляться обмен необходимой информацией.
Комитет считает, что указанные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 987674-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.