Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 1094894-7 "О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривается, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, "приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства)".
Введение в отношении должника моратория на банкротство означает невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа, как в Федеральную службу судебных приставов, так и непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Под действие данной нормы подпадают и исполнительные производства по искам наемных работников о взыскании с работодателей невыплаченной заработной платы, отпускных сумм, расчета при увольнении, компенсации вреда здоровью от трудовых увечий и профзаболеваний и других причитающихся им выплат, связанных с трудовыми отношениями.
С введением постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 428 моратория на возбуждение дел о банкротстве граждане, обратившиеся в суд за защитой своих трудовых прав, утратили реальную возможность взыскать заработанные средства по вступившим в силу решениям судов и судебным приказам.
Например, в одной из жалоб работников сообщается, что решением Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 22 января 2020 г. взысканы денежные средства с АО "НПК "Уралвагонзавод" в пользу работницы, получившей производственную травму. Судом выдан исполнительный лист. В июне 2020 г. получен ответ от ПАО "Сбербанк" о невозможности исполнительного производства, поскольку АО "НПК "Уралвагонзавод" является лицом, на которое распространяется действие моратория, установленного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 428 в силу п. 3 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В такой ситуации усматривается социальная несправедливость в отношении наемных работников, которым задолжали предприятия.
Также следует учитывать, что сами работники часто являются должниками по различным кредитам и невыплата причитающих им за работу средств по исполнительным листам будет провоцировать рост задолженности перед кредитными организациями и увеличение числа личных банкротств.
Помимо этого, работодатели, на которых закон распространяет соответствующий мораторий на взыскание, получают мотив к нарушению трудовых прав своих работников, в расчете на отсрочку исполнения решений судов по подобным нарушениям.
Тем более, что далеко не все работодатели-должники, на которых распространяется действие моратория (например, стратегические и системообразующие предприятия), находятся в финансовой ситуации, не позволяющей выплатить работникам причитающиеся им суммы.
В результате ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, пострадал не только бизнес, но и граждане-работники определенных отраслей. Нельзя лишать их возможности получить то, что они уже заработали. Заработная плата является в большинстве случаев единственным источником существования граждан и их семей.
В связи с этим данным законопроектом предлагается исключить имущественные взыскания по требованиям, связанным с трудовыми правоотношениями лиц, работающих или работавших по трудовому договору, из имущественных взысканий, по которым приостанавливается исполнительное производство на срок действия моратория.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень законов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.