Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1036217-7 "О Государственном Совете Российской Федерации" внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О Государственном Совете Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с обновленными положениями статьи 83 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту "е.5" статьи 83 Конституции РФ Президент Российской Федерации формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом. Следует отметить, что в настоящее время Государственный совет Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о Государственном совете Российской Федерации, утверждённым Указом Президента РФ от 01.09.2000 N 1602.
С учетом указанных положений Конституции РФ и в развитие принципа единства системы публичной власти законопроектом определяются основы функционирования системы публичной власти, а также статус и организационно-правовые основы формирования и деятельности Государственного Совета Российской Федерации (далее - Государственный Совет).
Законопроектом предусматривается, что в единую систему публичной власти входят федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования и устанавливаемого на основании Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства (ст. 2).
Устанавливается, что Государственный Совет является конституционным государственным органом, формируемым Президентом РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Государственный Совет в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики РФ, формировании государственной политики в области социально-экономического развития страны, способствует взаимодействию органов, входящих в единую систему публичной власти.
Законопроектом определяются основные задачи и функции Государственного Совета (ст. 5 и 6), а также состав Государственного Совета (ст. 7). Председателем Государственного Совета является Президент РФ.
Членами Государственного Совета являются по должности Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Руководитель Администрации Президента РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). По решению Президента РФ в состав Государственного Совета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления, а также иные лица.
Законопроектом определяется порядок взаимодействия Государственного Совета с Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества (ст. 15). Предусматривается, что в целях выполнения задач и осуществления функций Государственного Совета создаются комиссии Государственного Совета, а также могут создаваться рабочие группы и иные рабочие органы Государственного Совета (ст. 11).
Законопроектом устанавливаются основные принципы принятия Государственным Советом решений по вопросам взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти (ст. 17). Согласно законопроекту взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, осуществляется исходя из принципов:
1) эффективности осуществления публичных функций на соответствующей территории и выполнения социально-экономических обязательств государства;
2) самостоятельности осуществления соответствующими органами своих полномочий, целесообразности и экономической обоснованности распределения этих полномочий;
3) гарантированности необходимого финансового обеспечения при передаче полномочий между уровнями публичной власти;
4) открытости, доступности и достоверности информации о деятельности органов публичной власти и своевременности ее предоставления;
5) оценки эффективности государственного и муниципального управления и мониторинга деятельности органов публичной власти в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Концепция законопроекта направлена на развитие обновленных положений Конституции Российской Федерации и поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1036217-7 "О Государственном Совете Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.