Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в федеральные законы, содержащие положения об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Проектом предусматривается одновременное действие Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), однако такое регулирование не согласовано между собой. Неясно соотношение проектных положений с указанными федеральными законами, а также с положениями о контроле (надзоре), содержащимися в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Статьей 75 проекта статья 1 Федерального закона N 294-ФЗ дополняется частью 4.3, согласно которой Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать особенности осуществления государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности, регулируемых специальными федеральными законами. Вместе с тем статьей 112 проекта статья 3 Федерального закона N 248-ФЗ дополняется частью 8, согласно которой в этих же сферах деятельности Правительство Российской Федерации наделяется правом в том числе устанавливать особенности муниципального контроля. Одновременно с этим специальными федеральными законами к указанным сферам деятельности применяются особенности регулирования государственного контроля (надзора) (пункты 19 и 32 части 4 Федерального закона N 294-ФЗ), а также муниципального контроля (часть 4.1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ). Однако поскольку установленное в соответствующих специальных федеральных законах регулирование таких особенностей (согласно статьям 60, 94-96, 111 законопроекта) утрачивает силу и заменяется на отсылочные нормы к федеральным законам 294-ФЗ и 248-ФЗ (в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации наделяется правом регулирования в указанных сферах деятельности), то представляется неясным, какими именно нормативными правовыми актами должно осуществляться регулирование государственного контроля (надзора) в особых экономических зонах, свободной экономической зоне, а также муниципального контроля на территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации, в Арктической зоне Российской Федерации.
В части 2 статьи 75 проекта устанавливается перечень видов государственного контроля (надзора), включая контроль за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе, к которым до 31 января 2024 года применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ. Однако данный вид контроля (надзора) относится к исключениям из регулирования Федеральным законом N 294-ФЗ. Его особенности согласно части 4.2 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ устанавливаются Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". Не ясны критерии отнесения того или иного вида контроля (надзора) к указанному перечню и взаимосвязь этого перечня с другими положениями Федерального закона N 294-ФЗ, в частности с положениями статьи 1. В проектной части 6 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ (статья 112 проекта) предлагается установить, что организация и осуществление отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, внешней разведки, государственной охраны, исполнения наказаний, мобилизационной подготовки и мобилизации регулируются федеральными законами о видах контроля и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полагаем необходимым уточнить о каких именно видах федерального государственного контроля (надзора) идет речь в этой проектной норме, поскольку такая формулировка не устанавливает ограничений по сферам деятельности и не определяет критерии видов государственного контроля (надзора), в отношении которых действует такое исключение, как это предусмотрено в других положениях статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ. Обращаем внимание, что аналогичное исключение из регулирования отсутствует в Федеральном законе N 294-ФЗ и не предусматривается в законопроекте.
По законопроекту имеются замечания в части регулирования полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственного контроля (надзора), а также в отношении установления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также по предметам, субъектам и объектам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Терминология, применяемая в законопроекте, не согласуется с соответствующими терминами, используемыми в других положениях редактируемых федеральных законов, а также иных федеральных законов, не затрагиваемых законопроектом.
Проект федерального закона нуждается в существенной юридико-технической доработке. Обращаем внимание, что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо учесть федеральные законы, которые будут приняты до 31 декабря 2020 года.
Замечания редакционного, юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.