Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(внесен - Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственный Думы по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Целью законопроекта является приведение положений федеральных законов, в соответствии с которыми осуществляются виды федерального и регионального государственного контроля (надзора) и виды муниципального контроля в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 248-ФЗ), который вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливаются их наименования с указанием отнесения к федеральному (региональному) государственному контролю (надзору) либо муниципальному контролю.
По каждому из видов контроля устанавливается его предмет, как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования, требования, содержащиеся в разрешительных документах, решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме актуализации положений отраслевых федеральных законов, законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в отдельных сферах, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В частности, статьями 60, 80, 94, 95, 96, 111 законопроекта к полномочиям Правительства Российской Федерации предлагается отнести установление особенностей осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях особых экономических зон, свободных экономических зон, на территориях опережающего социально-экономического развития, инновационного центра "Сколково", Республики Крым и города федерального значения Севастополя, свободного порта Владивосток, в Арктической зоне.
Согласно статье 75 законопроекта Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" признается утратившим силу с 1 января 2025 года, до наступления указанной даты положения закона предлагается применять при организации и осуществлении 15 видов государственного контроля (надзора) из числа видов контроля (надзора), не включенных в предмет регулирования Федерального закона N 248-ФЗ, а также при применении уведомительного порядка начала отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно статьи 84 законопроекта предлагаются изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", среди которых:
- замена внеплановой проверки соискателя лицензии оценкой соответствия лицензионным требованиям, проводимой в качестве государственной услуги;
- установление процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям с исключением проведения в этом случае плановых проверок;
- замена процедуры переоформления лицензии на процедуру внесения изменений в реестр лицензий;
- переход на предоставление исключительно бесплатных электронных выписок из реестра лицензий;
- возможность принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии в электронном формате посредством утверждения вносимой в реестр лицензии записи о предоставлении лицензии;
- возможность ведения лицензионного дела в электронном формате в информационной системе, в которой ведется реестр лицензий;
- возможность внесения изменений в реестр лицензий непосредственно лицензиатом.
Статьей 72 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", предусматривающие возможность применения информационно-коммуникационных технологий для дистанционного участия в работе саморегулируемых организаций (ведение государственного реестра СРО, подача некоммерческой организацией заявления о приобретении статуса СРО и предоставление выписок из государственного реестра СРО в электронном виде).
Статьей 41 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые уточняют наименования отдельных видов регионального государственного контроля (надзора), а также требования к осуществлению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 53 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые дополняют регулирование в части установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, а также уточняют наименования и регламентацию отдельных видов муниципального контроля.
Статьей 3 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", касающихся полномочий органов прокуратуры по согласованию проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, направления требования прокурора о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Статья 112 законопроекта направлена на совершенствование положений Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":
- уточняется сфера применения данного закона в части изменения наименований видов государственного контроля (надзора), отнесенных к исключениям из предмета его регулирования;
- вводится возможность регулирования порядка организации и осуществления отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, внешней разведки, государственной охраны, исполнения наказаний, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации федеральными законами о видах контроля и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- уточняется порядок досудебного обжалования;
- вносятся изменения в регулирование отдельных контрольных (надзорных) мероприятий (выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования);
- предусматриваются изменения в части рассмотрения возражений на акты контрольных (надзорных) мероприятий, а также принятия повторного (после неисполнения ранее выданного) решения контрольного (надзорного) органа.
Статьей 113 законопроекта вводится правовое регулирование нового федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах и определится его предмет.
Комитет по контролю и Регламенту в целом поддерживает концепцию законопроекта, но при этом считает необходимым в рамках его подготовки к рассмотрению палатой проработать следующие основные вопросы.
1. Законопроект не затрагивает все сферы отношений, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", но на которые не распространяется действие указанного законопроекта (регулирование разрешительной деятельности, трудовые, административные правоотношения).
2. Представляется, что законопроект должен единообразным и исчерпывающим образом сформировать предмет каждого вида контроля (надзора) в виде укрупненных групп или категорий обязательных требований, при том, что для большой части видов контроля (надзора) предмет четко не сформулирован.
3. Требуется обоснование объединения в один комплексный экологический надзор нескольких видов контроля, а также, наоборот, разделения единого контроля (надзора) в сфере транспорта по видам транспорта (надзор в сфере железнодорожного транспорта, надзор в сфере гражданской авиации, надзор в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, автодорожный надзор).
4. Требует дальнейшей проработки нормативно-правовое урегулирование множественности уровней контроля за ценами и тарифами в теплоснабжении, водоснабжении, газоснабжении.
5. Отсутствуют правовое и финансово-экономическое обоснование для введения нового вида контроля (федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах).
6. Требуется дополнительная проработка вопроса множественности органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) в рамках одного вида контроля (федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, федеральный государственный метрологический контроль (надзор).
7. В отсутствие базового закона, регулирующего основы разрешительной деятельности, вносятся существенные изменения в порядок лицензирования (через замену плановых контрольных мероприятий по инициативе контрольного органа на инициирование продления лицензии со стороны лицензиата, что фактически устанавливает срочный порядок действия лицензий, а при отсутствии такого обращения лицензия будет приостановлена и вести лицензируемый вид деятельности будет запрещено).
8. Для отдельных видов контроля и отдельных территорий законопроект продлевает до конца 2024 года действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что может привести к одновременному действую двух параллельных систем регулирования, что не отвечает целям эффективного государственного управления.
9. Кроме того, представляется целесообразным рассматривать данный законопроект совместно с проектами подзаконных актов, которые регулируют порядок осуществления контроля (надзора) в конкретных сферах деятельности.
Комитет поддерживает необходимость проработки текста законопроекта с учетом предложений и замечаний, изложенных в заключениях комитетов-соисполнителей, отзывах, поступивших от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом поручения Комитету Государственной Думы по контролю и Регламенту, содержащегося в проекте постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении.
Законопроект не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
На законопроект поступило 62 отзывов от органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 26 от законодательных (представительных) органов и 36 от исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, из которых все отзывы - положительные.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по контролю и Регламенту рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в первом чтении, полагая, что вышеназванные замечания и предложения могут быть учтены вместе с поступившими поправками в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.