Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23.11.2020 года (выписка из протокола N 293, п. 85) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части своей компетенции.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов, приводя их в соответствие с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Основная часть проектируемых изменений начнет действовать 1 июля 2021 года.
Статьей 58 законопроекта предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на регулирование контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов.
Законопроектом предлагается закрепить указанный вид контроля (надзора) за региональным уровнем, указав в наименовании "региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости".
В целях удовлетворения потребностей граждан в жилье законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность создания жилищно-строительных кооперативов, деятельность которых направлена на строительство, реконструкцию и последующее содержание многоквартирного дома, в связи с чем новое наименование статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации "Государственное регулирование деятельности жилищно-строительного кооператива" требует уточнения, направленного на конкретизацию вида деятельности жилищно-строительного кооператива, который подлежит государственному регулированию.
Согласно статье 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительным кооперативом (далее - ЖСК) признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
ЖСК выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома на основании выданного такому кооперативу разрешения на строительство в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 123.1 и 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные нормы включены в структуру Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепил обязанность ЖСК размещать в информационной системе (ГИС ЖКХ) устав, иные документы и информацию, вести реестр членов кооператива, а также предоставил уполномоченному органу, осуществляющему на основании Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, полномочия по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов.
Согласно части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Законопроектом предлагается исключить нормы в отношении плановых и внеплановых проверок ЖСК из статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив в новой статье 123.3, посвященной региональному государственному контролю (надзору) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, ссылку на Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в соответствии с которым будет проходить организация и осуществление указанного контроля (надзора).
Продолжение т.н. реформы контроля и надзора, направленной на смещение акцентов с проведения проверок на профилактику нарушений, Комитетом в целом поддерживается, но требует дополнительного обсуждения в части, касающейся жилищного законодательства.
Так, ряд моментов в деятельности ЖСК может быть установлен исключительно в рамках проведения плановых проверок, как это в настоящее время установлено в части 5 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, несоблюдение требования, установленного в части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, выраженное в ограничении по осуществлению одновременно строительства более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три, может быть выявлено в результате проведения именно плановых проверок.
Требует дополнительной проработки предлагаемая норма об утверждении положения, в соответствии с которым будет осуществляться региональный государственный контроль (надзор), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Представляется очевидным, что основная часть данного правового регулирования должна быть осуществлена на федеральном уровне в целях унификации и защиты прав участников правоотношений.
Статьей 88 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), которые концептуально поддерживаются Комитетом.
Однако, в части содержания изменений в Федеральный закон N 416-ФЗ Комитет считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом предусматривается введение процедуры анализа реализации инвестиционных программ организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, которая осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В тоже время одновременно с введением указанной процедуры анализа сохраняется механизм государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, который также осуществляется в отношении инвестиционных программ организаций (контроль за соблюдением требований к утверждению и реализации инвестиционных программ).
Таким образом, в случае принятия законопроекта, в отношении инвестиционных программ организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, будут применяться одновременно два механизма (процедуры): анализ реализации и контроль за соблюдением требований к утверждению и реализации указанных программ.
Введение дополнительной процедуры анализа реализации инвестиционных программ в пояснительной записке к законопроекту не обосновано, налагает на организации, осуществляющие водоснабжение и водоотведение, дополнительную контрольно-надзорную нагрузку, является дублирующей процедурой к уже существующему контролю и Комитетом не может быть поддержана.
Также дополнительного обоснования требует предусмотренный частью 2 статьи 35 Федерального закона N 416-ФЗ в редакции законопроекта контроль за использованием инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов. Следует отметить, что на сегодняшний день действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения такой вид государственного контроля не предусмотрен, поэтому его установление приведет к дополнительной контрольно-надзорной нагрузке на организации, осуществляющие водоснабжение и водоотведение.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.