Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1037665-7 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет),
внесенный Верховным Советом Республики Хакасия
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми начиная с 2021 года ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, будет составлять 2%, а ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации - 18%.
Действующее в настоящее время распределение налога на прибыль организаций между федеральным и региональным бюджетом по ставкам 3% и 17%, соответственно, было продлено до 2024 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 301-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
За счет указанной централизации 1% налога на прибыль организаций был увеличен объем бюджетных ассигнований на одну из основных финансовых мер выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации - дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", принятым Государственной Думой Российской Федерации 26 ноября 2020 года и одобренным Советом Федерации Российской Федерации 2 декабря 2020 года (проект N 1027743-7), объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, несмотря на снижение прогноза по прибыли, в 2021 - 2022 годах предусмотрен на уровне 2020 года, и составит 718 284,7 млн. рублей ежегодно, а в 2023 году - 731 175,5 млн. рублей.
Как указано в представленных к законопроекту материалах, его принятие позволит повысить доходный потенциал бюджетов субъектов Российской Федерации за счет изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов от уплаты налога на прибыль организаций.
Вместе с тем, следует отметить, что большая часть налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, поступает от субъектов Российской Федерации, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, по данным Федерального казначейства по итогам 2019 года на 10 "крупнейших" регионов-"доноров" приходится 56,2% (в 2018 году - 57%) общего объема поступлений по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, в случае принятия предлагаемой законопроектом нормы возврата 1% налога на прибыль организаций в региональные бюджеты в 2021 году, основными получателями дополнительных доходов станут субъекты Российской Федерации, не являющиеся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В то же время из-за снижения объемов указанной дотации у дотационных регионов возникнут выпадающие доходы, что значительно увеличит разрыв в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживают.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1037665-7 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.