Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 992354-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 16 сентября 2020 г. N 90)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 992354-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на повышение прозрачности деятельности религиозных объединений и повышение эффективности реализации органами юстиции полномочий по осуществлению государственного надзора за деятельностью религиозных объединений, сокращение перечня документов, предоставляемых для государственной регистрации религиозных организаций.
Законопроектом устанавливается, что руководителем и участником религиозной группы не может быть лицо, в отношении которого судом принято решение о наличии в его действиях признаков экстремисткой деятельности, лица, признанные нарушителями положений Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также иностранные лица, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с нарушением упомянутого Федерального закона.
Введение указанного запрета обусловлено необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также недопущение вовлечение участников религиозной группы в экстремистскую деятельность и финансирование терроризма.
В отношении религиозных групп вводится обязанность информировать органы юстиции о продолжении своей деятельности один раз в год вместо одного раза в три года, как это установлено в настоящее время.
Комитет поддерживает и считает весьма актуальными указанные новеллы, которые позволят государственным органам и обществу в целом своевременно получать информацию о деятельности религиозных групп и усилить профилактику возможных нарушений законодательства Российской Федерации.
Согласно законопроекту религиозные организации вправе входить в структуру централизованной религиозной организации, выходить из нее или могут быть исключены из структуры централизованной религиозной организации только в том случае, если такое право определено уставом централизованной религиозной организации и соответствуют ее внутренним установлениям.
Данное положение законопроекта также заслуживает поддержки как способствующее стабилизации структуры централизованных религиозных организаций и предохраняющее от споров имущественного характера в случаях попыток выхода религиозных организаций из структуры централизованных религиозных организаций.
Законопроектом ограничивается право использования в наименованиях юридических лиц, не являющихся религиозными организациями, сведений о вероисповедании, указываемых в наименованиях религиозных организаций. При этом сведения о вероисповедании по-прежнему могут содержаться в наименованиях юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются религиозные организации.
Поддерживая указанную правовую норму, Комитет полагает целесообразным продлить срок, в течение которого юридические лица обязаны привести свое наименование в соответствии с Федеральным законом, с 1 января 2021 года на более поздний срок, к примеру, на 1 января 2022 года.
Комитет отмечает, что 12 мая 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 87 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому духовные образовательные организации наделены правом реализации дополнительных профессиональных программ и программ профессионального обучения. Таким образом, в Российской Федерации созданы все законодательные и организационные условия для получения священнослужителями и работниками религиозных организаций духовного образования на территории Российской Федерации. С учетом этого обстоятельства законопроектом устанавливается, священнослужители и работники религиозных организаций, составляющих религиозных персонал, получившие духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах) проходят аттестацию и получают профессиональную переподготовку в российских духовных образовательных организациях.
Комитет поддерживает и считает весьма важным данное положение законопроекта, поскольку практика показывает, что полученное в зарубежных центрах духовное образование достаточно часто не учитывает российские правовые, нравственные и культурные традиции, что способствует в ряде случаев радикализации деятельности отдельных религиозных организаций, вплоть до вовлечения их участников в экстремистскую деятельность.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 992354-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.